Лекарственные формы мумиё

Лечимся народными средствами

Лекарственные формы мумиё

Древние врачи считали искусством не только сам процесс врачевания, но и придавали огромное значение способу приготовления лекарственных средств.
Проведённое нами информационно-аналитическое исследование свидетельствует о том, что во все времена мумиё-сырьё в исходном виде не применялось. Из него путём водной экстракции получали экстракты, преимущественно густые, иногда сухие.
Классический способ приготовления “кханды из мумиё” (густого экстракта мумиё) описывается в “Чжуд-ши”. Мумиё-сырьё измельчают и настаивают в воде. Полученный таким образом водный экстракт отделяют от нерастворимой части, процеживают и сгущают [14].
Другой способ приготовления экстракта мумиё встречается у K.M. Nadkarni [19].  Из необработанного сырья шиладжита готовят суспензию с горячей водой, которая подвергается неоднократному воздействию солнца. Надосадочную жидкость сливают и сохраняют. Собранный таким образом экстракт шиладжита высушивают на солнце и очищают с помощью впитывающих отваров triphala  и dashmula  [19].

Полученные экстракты врачи древней и средневековой медицины использовали как в чистом виде, так и в смеси с молоком, виноградным соком, мёдом, салом (коровьим, свиным, медвежьим или волчьим), другими маслами растительного и  животного происхождения. Экстракты применялись внутрь и наружно в виде растираний, примочек, аппликаций, использовались для приготовления разнообразных лекарственных форм [19].
В восточной медицине большой популярностью пользовались пилюли и свечи самой разнообразной формы с экстрактом мумиё. Например, при общей слабости, переломах применялись пилюли, состоящие из 3 частей мумиё, розовой воды, 1,5 частей гуммиарабика и 4,5 частей кристаллического сахара. При болях, возникающих при задержке мочи, считалось полезным применение свечей из муки с мумиё [7; 19].

Пилюли следующего состава: шиладжит – 2 части, якорцы стелющиеся – 5 частей и мёд – 2 части, считались эффективными при заболеваниях мочеполовой системы, скудной моче и цистите. Доза составляет от 10 до 15 гран [14].
Шиладжит, как средство, повышающее общий тонус организма, применялось в восточной медицине в виде необычных лекарственных форм.  Одна из них – это конфеты, называемые yogaraja [19]. Для их приготовления используется шиладжит, предварительно очищенное железо, железный колчедан, серебро – поровну по 5 частей, три миробалана, имбирь (Zingiber [20]), перец чёрный (Piper nigrum L. [20]), перец длинный (Piper longum L. [20]), корень графита, семена эмбелии (baberang – Embelia ribea Burm. f) – по 1 части и сахар – 8 частей. Всё измельчается до порошка, перемешивается и изготовляются конфеты с мёдом. Доза этого оригинального лекарства составляет половина тола (единица веса в Индии, составляющая 180 гран). Конфеты можно использовать также при анемии, желтухе, общем истощении, хронической лихорадке (нервном возбуждении), кожных заболеваниях, заболеваниях мочеполовой системы, геморрое и т.д. [19].

Другой весьма оригинальной лекарственной формой древней и средневековой медицины являются так называемые лепёшечки. По традиционным представлениям, лепёшечки по степени своей полезности занимают промежуточное положение между порошками и лекарственными кашками. Считается, что сила их действия сохраняется до четырёх лет. При изготовлении лепёшечек некоторые компоненты растираются, другие растворяются, затем всё соединяется вместе, изготавливаются лепёшечки и высушиваются в тени [1].

Порошок, названный Pachanabheda Churna, приготовленный из равного количества шиладжита, карбоната железа и извести, длинного (стручкового) перца, трихозанта огурцевидного, применяется при гонорее, лейкорее и других заболеваниях, сопровождающихся выделением слизи. Доза составляет от 10 до 15 гран [19].

Подробное описание технологии приготовления смесей мумиё с различными маслами, соками, отварами лекарственных растений приводят Мухаммад Ходи Алукайми и Ходихон Мухаммад Хусайн (1857 г.). Приготовление лечебных смесей с мумиё обязательно должно вестись на водяной бане, причём мумиё всегда помещается в растворитель, а не наоборот.  Перемешивание раствора производится только с помощью стеклянной или металлической палочки до получения однородной массы [2; 10; 15].

 

С П И С О К     Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1.  Абу  Али Ибн Сина. Канон  врачебной  науки. Избранные   разделы. Ч. I. / Составители: У.И. Каримов, Э.У. Хуршут.- М.- Ташкент: Коммерческий вестник, Фан АН РУз, 1994.- С. 309-310.
2. Алтымышев А.А. Тайны мумиё.- М.: АСТ, 1993.- 6 с.
3. Амасиаци А. Ненужное для неучей.- М.: Наука, 1990.- Т. 13.- С.302.
4. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII. Альбом / Колл. авт.- М.: Галарт, 1994.- 592 с.
5. Базарон Э.Г., Асеева Т.А. “Вайдурья-онбо”. Трактат индо-тибетской медицины.- Новосибирск: Наука, 1985.- 118 с.
6. Бируни Абу-Рейхан-Мухаммед ибн-Ахмед. Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия) / Пер. А.М. Беленицкого.- Л.: Ленингр. отд-ние изд-ва АН СССР.- 1963.- С. 191-195.
7. Кострин К.В. Мумиё в трудах Бируни и Ибн Сины // Пещеры.- 1969.- Вып. 7 (8).- С. 165-167.
8. Мирмухаммад Хасуйн Аляви, Мухаммад Мумин. Махзанул адвия и Тухфатул мумин.- Бомбей: литогр. изд., 1857.- С. 134.
9. Мумиё – загадочное лекарство древних: Рекомендация (Министерство здравоохранения КазССР).- Алма-Ата, 1990.- 23 с.
10. Мухаммад Ходи Алукайми, Ходихон Мухаммад Хусайн. Карабадин-Кабир.- Дели: литогр. изд., 1271 (1857) – С. 312- 313.
          11. Савиных М.И. Всё о мумиё (материалы и результаты).- Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1999.- 81 с.
12. Убашеев И.О., Назаров-Рыгдалон В.Э., Бадараев Б. и др. Мумиё-“брагшун” – древнее лечебное средство тибетской медицины (истоковедческое и экспериментальное исследование) // Бюлл. Сибирского отд-ния АМН СССР.- 1985.- № 2.- С. 6-12.
13. Умаралиев Э.А., Струпов В.А. Возрождение мумиё.- М., 1996.-  150  с.
14. “Чжуд-ши” – памятник средневековой тибетской культуры: Пер. с тиб. / Предисл. Д.Б. Дашиева, С.М. Николаева.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.- 349 с.
15. Шакиров А. Сведения учёных Востока о мумиё и его значении в медицине // Общественные науки в Узбекистане.- 1964.- № 11.- C. 52-56.
16. Шакиров А.Ш. Мумиё асиль в комплексном лечении переломов костей (Экспериментальное и клиническое исследование).- Автореф. дис. … д-ра мед. наук.- Ташкент, 1967.- 23 с.
17. Шакиров А.Ш. Мумиё-асиль – мощное лечебное средство.- Ташкент, 1968.- 17 с.
18. Шакиров А.Ш. Тайна древнего бальзама мумиё-асиль.- 4-е изд.- Ташкент: Медицина, 1983.- 47 с.
19. Nadkarni K.M. Asphaltum // Indian Materia Medica.- Bombay: Popular Prakashan, 1982.- Vol. II.- P. 23-32.
20. Schroeter A. I., Panasiuk V.A. Dictionary of plant names / Edited by V.A. Bykov.-Koenigstein (Germany): Koeltz Scientific Books, 1999.- 1033 p.

Оцените статью
Научим
Добавить комментарий