ГлавнаяСоветы фотографуСоветы фотографу — Снимаем пейзаж


 

Чтобы сделать красивую пейзажную фотогра­фию, нужно к законам, которыми руководству­ются живописцы, добавить еще и технические нюансы, ведь у вас в руках «цифровая кисть». Разумеется, чтобы изучить все премудрости пей­зажной фотосъемки, желательно перечитать не один объемный учебник по фотографии. В рамках этой главы мы постараемся вкратце рассмотреть ключевые моменты, которые позволят вам делать привлекательные пейзажные снимки. Самое глав­ное — не только видеть красоту, но и прислушать­ся к внутренним ощущениям. Вот тогда сердце и разум подскажут, как нужно снимать, а правила помогут быстрее и точнее добиться нужного ре­зультата.
Требования к технике
Для съемки пейзажа предпочтительнее камера с высоким разрешением. Сколько мегапикселей — решать вам. Все зависит от того, снимки какого размера вы будете печатать. Запас мегапикселей, помимо хорошей детализации на больших фор­матах, даст возможность кадрировать снимок при обработке.
Обратите внимание на шумы матрицы. Шумы в тенях (а также при съемке на закате) при пло­хих погодных условиях будут сильно портить картинку. Немаловажны и такие параметры, как динамический диапазон и цветопередача. А вот скорострельность камеры уже не столь значима, как для съемки спортивных соревнований или ре­портажа.
Зеркальная камера обеспечит более высокое качество по сравнению с компактными фотокаме­рами. Разумеется, многое зависит от объектива. «Штатник», идущий в комплекте с камерой лучше объективов многих компактных камер, но от де­шевого объектива не стоит ожидать чудес.
Для пейзажной фотографии традиционно ис­пользуется широкоугольный объектив. Высокая светосила оптики — это очень большое преиму­щество, объективы со светосилой f2.8 предпочтительнее. Зум-объектив удобен в работе, однако лучшее качество обеспечат объективы с фикси­рованным фокусным расстоянием. Если вы все же решили приобрести зум-объектив, старайтесь, чтобы это был не гиперзум, который удобен лишь в качестве туристического варианта. Если же вас больше интересует универсальность, возмож­ность снимать без смены объективов не только пейзажи, но и далекие объекты, то универсаль­ное и удобное, но не самое лучшее решение — туристический зум с фокусными расстояниями 28-300 мм, а для неполноформатных камер — 18-200 или 18-250 мм. Кроме того, не всегда есть время для смены объективов, которая к тому же гарантированно приведет к появлению пыли на матрице.
По сравнению с суперзумами выигрывают «цифровые» объективы с фокусными расстояния­ми 17-50,16-50,17-70,16-80,16-85 мм. А для пол­ноформатных и пленочных камер — 24-70 мм.
Для пейзажа интересными будут не универ­сальные зумы, а сверхширокоугольная опти­ка — 16-35, 17-35 мм или «цифровые» объек­тивы — 10-22, 10-24, 12-24 мм. Использование сверхширокоугольных объективов и объектива типа «рыбий глаз» сделает снимки более вы­разительными и оригинальными. Но снимать все кадры только «фишаем» будет неинтересно, поэтому он хорош как дополнение к основному объективу.
Фотографировать пейзаж поможет не только широкоугольная оптика, в таком случае может пригодиться хороший «телевик».
Нелишней будет бленда для объектива — она защитит от бликов при ярком солнечном свете. Постарайтесь запастись дополнительными акку­муляторами и картами памяти. Если вы собирае­тесь много снимать, полезно приобрести фото­накопитель, чтобы держать все снимки на нем и не заботиться об оставшемся месте на карте па­мяти. Если зеркальная камера вас не привлекает, для пейзажной съемки можно порекомендовать «топовые» компактные камеры, желательно с ка­чественным широкоугольным объективом.

Советы фотографу - Снимаем пейзаж

Хорошо бы обзавестись штативом: при съем­ке пейзажа важна большая глубина резкости, со­ответственно, устанавливается диафрагма f8-ll, и выдержка может быть довольно длинной — не всегда спасает стабилизатор. Поднимать ISO тоже не рекомендуется — из-за шумов увеличится зер­нистость и ухудшится детализация. Обязательно установите таймер авто спуска.
Не забывайте, что технику нужно беречь. Ста­райтесь ее защитить от дождя и соленых морских брызг, песка и пыли, прямых солнечных лучей, па­дений и ударов. Носите в фотосумке или прячьте в полиэтиленовый пакет, особенно на пляже.
Для защиты объектива полезно использо­вать светофильтр. Подойдет ультрафиолетовый фильтр — UV или SKY, особенно если предстоит поездка в солнечные страны. Матрица и фото­пленка восприимчивы к ультрафиолетовому из­лучению — на снимках становится заметна легкая дымка, голубоватый оттенок (рис. 10.1). Эффект усиливается при съемке в горах или объектов, на­ходящихся на очень большом расстоянии, особен­но на море, где в солнечный день много УФ-лучей (рис. 10.2). УФ-фильтр не влияет на контраст­ность, его можно использовать постоянно. Одна­ко при этом надо помнить, что он не «фильтрует» смог и туман.
Специфика съемки городского пейзажа
Узкие улочки, старинные здания, храмы, церк­ви, ворота, арки, уличные кафе — все это делает кадр интересным. В разных городах можно найти много интересных сюжетов, но для этого жела­тельно заранее ознакомиться с картой города, его достопримечательностями. Можно посмотреть в Интернете фотографии, сделанные другими фото­графами, тогда вы будете представлять себе, что можно и нужно снять в первую очередь.
Чтобы не было «завалов» зданий, не наклоняй­те камеру, старайтесь держать ее только в горизонтальной или вертикальной плоскости. Опре­делите, как лучше развернуть камеру, чтобы не «срезать» здание.
Постарайтесь исключить из кадра провода. Линии электропередач, трамвайные и троллей­бусные линии часто портят городской вид. Поэто­му подберите такую точку съемки и так скомпо­нуйте кадр, чтобы исключить провода или сделать их малозаметными .

Не всегда привлекательно смотрятся ре­кламные вывески, ваша задача — по возможно­сти убрать их из кадра. Мусорные баки, трубы, заборы и прочие «некрасивости» тоже стоит оставить за границами кадра. Если это не получается, используйте верхнюю или нижнюю точ­ку съемки, снимайте под углом или кадрируйте плотнее.
В каждом городе можно найти фотогеничные места: красивые улицы, набережные, храмы и церкви, мосты, арки, фонтаны, парки, бульвары (рис. 10.4,10.5).
Находясь в новом городе, обязательно сделай­те несколько снимков уличных кафе — они всегда интересны как в яркую солнечную погоду, так и в пасмурный или дождливый день . При­влекательными для фотографа могут оказаться как общие виды, так и отдельные столики, посе­тители или фрагмент интерьера.

Советы фотографу - Снимаем пейзаж

Как снять красивый пейзаж
Чтобы реализовать задумку на практике, нуж­но заранее подготовиться к съемке и действовать грамотно и уверенно. Чем отчетливее вы будете представлять себе конечный результат, тем про­ще будет добиться успеха. Итак, что нужно, чтобы сделать красивую пейзажную фотографию — фо­токартину? Прежде всего, огромное желание сде­лать живописный, запоминающийся снимок. Если нет желания, настроения и вы «щелкаете» все под­ряд, трудно рассчитывать на успех. Случайно «на­щупать» удачный кадр из серии снимков навскид­ку непросто .
Отсутствие дорогой камеры — еще не повод отказываться от творческой съемки — можно снять неплохие кадры и простеньким компактом.
Подготовка к съемке
Во многом успех фотосъемки зависит от того, насколько хорошо вы подготовились к походу. Нужно тщательно продумать, что может поме­шать съемке или заставить вас вернуться. Чем больше возможных нюансов вы учтете, тем выше вероятность того, что целиком сосредоточитесь на съемке. Решите организационные вопросы: как вы доберетесь до места съемки, где остановитесь. Если вы не планируете остановиться на ночь, все равно нужно продумать вариант с ночлегом — вы можете не рассчитать время, обстоятельства мо­гут измениться.
Одевайтесь так, чтобы одежда и обувь не соз­давали неудобств. Возьмите с собой зонт или куртку с капюшоном. Продумайте защиту техни­ки на случай сильного ливня. Под рукой должен быть фонарь. Однако из леса или гор постарай­тесь выбраться до наступления темноты, так как ночевать там — не самый лучший вариант. При­обретите карту местности, ориентируйтесь по ней и по объектам, которые невозможно перепутать. Неплохо иметь в своем распоряжении и компас.
Обеспечьте возможность продолжительном фотосъемки: питание, место на картах памяти. Не забудьте взять с собой воду и еду. В далекие и пустынные места лучше не отправляться одному. Проследите, чтобы на счету мобильного телефона были деньги и его аккумулятор был полностью за­ряжен. Если отправляетесь на машине, проверьте «запаску», заполните бак бензином, не уезжайте на неисправной машине.
Продумайте маршрут, посмотрите в Интер­нете отзывы других фотографов. Очень неплохо прихватить с собой GPS-навигатор с цифровой картой местности. По нему вы сможете ориенти­роваться более уверенно.
При длительных походах рассчитайте свои силы. В начале пути может показаться, что все просто и легко. Но в середине маршрута вы може­те выбиться из сил, особенно если путь окажется значительно длиннее, чем вы рассчитывали. По­этому двигайтесь равномерно, без спешки, перио­дически отдыхая.
Освещение
Огромное значение имеет время дня, в которое вы будете фотографировать пейзаж. Самый луч­ший выбор — утреннее освещение, так как мяг­кий и теплый свет делает пейзаж особо красивым. Кроме того, обычно летним утром не так жарко, людей и машин, которые не всегда желательны в кадре, меньше, чем днем или вечером.
Неплох и вечерний свет — теплые тона, на­сыщенное небо, выразительные тени. Самое не­удачное время для съемок, как и для городского пейзажа, — середина дня. Пейзаж получается не­выразительным, плоским. При ночной съемке лучше снимать, когда еще не совсем стемнело. Немного уходящего света со­всем не помешает, а выдержка потребуется более короткая, чем ночью.
Ловите солнечный свет. При равномерном осве­щении пейзаж получается спокойным, ровным и маловыразительным. Но когда свет «играет», эмоции усиливаются. Используйте блики на воде, сверкание золотого купола церкви, подсвеченные контровым светом деревья, листья, силуэты.
Эффектные закаты вы можете сфотографиро­вать, используя оптическое приближение, — так вы увеличите размеры солнца. Хорошо смотрятся закаты над водой. Дополните их передним планом, поместив в кадр растения, камни, скалы.
Вечером количество света быстро убывает — при увеличении выдержки старайтесь обеспечить камере неподвижность, используя твердую по­верхность, или прислонитесь к стене.
Далеко не всегда хорошо, когда источник света расположен у вас за спиной. «Живость» и красочность придает боковой и контровой свет .
Погода
Погодные условия — это немаловажный фак­тор, который определяет характер будущей фо­тографии. Солнечный день дает возможность использовать короткие выдержки, снимки полу­чаются яркими и сочными. Если же день пасмур­ный, света намного меньше, и выдержку нужно увеличить. Попробуйте в пасмурный день вы­делить часть пейзажа, оставив за краями кадра плохую погоду.
Внезапный дождь не должен испортить вам на­строение — будьте готовы к тому, что после него может появиться радуга, и вы сможете сделать очень красивый снимок . Приучите себя наблюдать за настроением и капризами по­годы. Очень часто за день картина сильно меняет­ся, давая возможность сделать разные по акценту снимки в одном и том же месте.
Туман также не должен вам мешать — он сдела­ет фотографию романтической и загадочной. При этом нужно учитывать высокую влажность — ка­пельки влаги образовываются буквально из ниоткуда, поэтому берегите технику, доставайте ее, только когда будете делать снимок.
Времена года
Каждое время года дарит фотохудожнику свои подарки, поэтому не откладывайте съемку пейза­жа только на летний отпуск. Замечательные пей­зажи можно сделать и в зимний день. Не забывай­те, что при зимней съемке необходимо вводить экспокоррекцию, чтобы снег получился белым, а не серым. Ниже в этой главе мы более подробно остановимся на специфике зимней съемки.
Осенью деревья, кусты и трава необычайно красочны, и палитра насыщена всеми цветами ра­дуги: желтым, зеленым, оранжевым, золотистым, багровым. Солнце осенью часто бывает ярким, сильным, и все при этом выглядит живым и торжественным. Да и не так холодно, как зимой, не мешают комары, как летом, погода тихая и спо­койная, поэтому снимать — сплошное удоволь­ствие .
Весенние яркие деньки, когда все просыпается после зимней спячки, также могут подарить вам прекрасные кадры. Выбирайте солнечную безве­тренную погоду. Во время сильного ветра старай­тесь не снимать — возрастает вероятность сма­зать кадр. Композиция
В большинстве случаев пейзажу традиционно свойственна горизонтальная компоновка кадра, но это вовсе не обязательно. Все зависит от выбранно­го вами сюжета: если главный элемент расположен вертикально, стоит, конечно, развернуть камеру.
Первое правило — избегайте деления снимка на две половины . Линия горизонта не должна делить снимок пополам. Компонуйте кадр так, чтобы небо занимало либо одну треть, либо две трети, в зависимости от заполнения неба или перед­него плана. Кадр может быть симметричным и раз­деленным ровно на две части, например, если вы хо­тите передать на снимке выразительное отражение.
Второе правило — старайтесь держать камеру как можно ровнее: «упавший» горизонт испортит самый великолепный пейзаж.
После того как горизонт удалось выровнять, определите, что будет главным в кадре. Это может быть одинокое дерево, скала, гора, живописный лес, склон, дорога. Используя композиционную сетку на ЖК-экране (в видоискателе), разделите кадр на трети и расположите главный объект на пересечении вертикальной и горизонтальной ли­нии сетки .
Постарайтесь сделать так, чтобы на снимке присутствовало три плана: передний, средний и дальний — так пейзаж будет выглядеть объемнее, а пространство будет передано лучше. Передний план должен быть прорисован четко, детально, задний вполне может быть размытым, скрытым атмосферной дымкой.
Постарайтесь, чтобы пейзаж не был «пустым». Пустое пространство лучше, по возможности, за­полнить. На небе этим наполнителем могут быть облака. На переднем плане — кустарник, высокая трава, камни, листья, ветки, животные.
Не стремитесь поместить в один кадр сразу все, что вы видите, избавьтесь от случайного и однообразного пространства, которое невырази­тельно заполняет большую часть кадра, — воды, неба, листвы. Оставьте только самое главное, кра­сивое и интересное. В лесу ищите открытые места.
Слишком густая листва, ветки создают пестроту, мелкие блики и очень густые тени, которые вы­глядят на фотографии как «черные провалы», — такие снимки смотрятся хуже тщательно проду­манной композиции.
Если не получается подобрать заполнение, кадрируйте изображение так, чтобы выделить бо­лее интересную часть пейзажа. Можете немного пройтись и сделать разные снимки — прямо или под углом, с нижней точки. Поднимитесь на холм, горку, какое-либо строение — оттуда вы можете сделать многоплановый пространственный пано­рамный снимок.
Выбирая сюжет, ищите главный элемент пей­зажа, на котором будет сделан акцент, а также способ, которым окружение подчеркнет и до­полнит его. Компонуя кадр, следите, чтобы объ­ект гармонично вписывался в сюжет. Например, дерево не должно расти из нижней границы ка­дра — оставьте немного места внизу; не обрезайте гору сверху, оставьте немного «воздуха».
Фотографируя пейзаж, всегда обращайте вни­мание на фрагменты, ведь совсем не обязатель­но снимать только общие планы. Внимательный взгляд может выделить интересную часть пей­зажа, красивые и выразительные детали. Но не увлекайтесь при этом сильным зумированием — здесь нужно сохранить целостность фрагмента, иначе на снимке получится вырванный из общего плана абстрактный кусок, лишенный смысла.
Старайтесь поместить в будущий кадр диаго­нальные линии — они делают снимок более гар­моничным и интересным . Диагоналя­ми могут служить склоны гор, изменения рельефа местности, постройки, тени . Также очень неплохо смотрятся на фотографии извилистые линии — дороги, тропинки, уводящие взгляд зрителя от переднего края вглубь кадра.
Цветовое решение пейзажа тоже не должно оставаться вне поля вашего зрения. Постарай­тесь, чтобы все было выдержано в единой тональ­ности. Когда разные оттенки одного цвета богаты нюансами и гармонируют, пейзаж смотрится ве­ликолепно.

 

Совет:
С наступлением холодов жизнь не замирает и не стоит упаковывать фото снаряжение до луч­ших времен.


На сайте есть:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.