Применение мумиё в традиционной медицине

Лечимся народными средствами

ПРИМЕНЕНИЕ МУМИЁ В ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЕ РАЗНЫХ СТРАН: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Л.Н. Фролова, Т.Л. Киселёва
Институт гомеопатии и натуротерапии Федерального научного клинико-экспериментального центра традиционных методов диагностики и лечения Росздрава (г. Москва)

 

Всё более популярными среди широкого круга населения становятся  лекарственные средства природного происхождения, оказывающие при высокой степени безопасности не только лечебное, но и мягкое регулирующее действие на различные системы организма. Многие из этих средств пришли в современную медицинскую практику из традиционной медицины разных стран, где их эффективность при различных нозологических формах заболеваний проверялась иногда веками.

I. Введение
К числу наиболее загадочных и “живучих” средств традиционной медицины относят мумиё, или, так называемый, эликсир жизни.
История его лечебного применения насчитывает почти 40 веков [15; 17]. Однако, до сих пор этот уникальный природный продукт сохраняет свою популярность как среди населения, так и среди специалистов традиционной и академической медицины разных стран мира.
С учётом специфики нашего учреждения и научных задач, стоящих перед ним, мумиё является объектом научных исследований Центра с 1994 года. Настоящая публикация открывает серию статей, содержащих результаты информационно-аналитических, физико-химических и экспериментально-клинических исследований мумиё, проведённых в ФНКЭЦ ТМДЛ Росздрава почти за 15 лет. Целью этих исследований являлась объективизация эффективности и безопасности мумиё, а также поиск путей его достоверной идентификации и стандартизации.
На первом этапе исследований мы собрали и обработали все доступные отечественные и зарубежные библиографические источники, а также имеющиеся в архивах Фармакологического государственного комитета Минздрава СССР неопубликованные сведения, посвящённые изучению и практическому применению мумиё. Оказалось, что первые представления об его происхождении и лечебных свойствах были весьма  примитивны и основывались, главным образом, на устных преданиях.
В результате перевода многочисленных древних восточных рукописей с различных национальных языков (арабского, персидского, санскрита, узбекского и др.) были получены весьма пространные сведения о происхождении и лечебном действии мумиё, способах приготовления лекарственных форм и их медицинском применении. При этом практически во всех библиографических источниках присутствовало некое поэтическое воспевание, а также религиозные и суеверные представления о чудодейственной  эффективности мумиё.
Настоящее информационно-аналитическое исследование посвящено историческим аспектам медицинского применения мумиё в разных странах мира.

II. Древние легенды о мумиё
С древних времён происхождение и лечебное применение мумиё было окружено ореолом сверхъестественности и множеством легенд, которые воспроизводятся во многих литературных источниках конца XX века.
Согласно древней легенде, приводимой А.Ш. Шакировым (1964 г.), несколько военачальников иранского царя Фиридуна отправились на охоту. Один из них, выследив джейрана, пустил стрелы. Первая попала животному в спину, пронзив хребет, а вторая – в ногу. Охотники видели, как джейран, добежав до горы, скрылся в пещере. Все попытки найти его оказались безуспешными. В другой раз эти же военачальники случайно добрались до пещеры, где скрылся раненый джейран. Они увидели животного со стрелой в спине, который преспокойно ел траву у пещеры.

Охотники поймали и осмотрели джейрана. Места ранения были измазаны чёрным воскообразным веществом, которое впоследствии было найдено в пещере. Вещество собрали и отнесли Фиридуну, который приказал мудрецам его изучить. Оказалось, что из трещин скал просачивается чёрное жидкое вещество, стекающее вниз и скапливающееся. Это вещество слизывают животные и птицы, излечиваясь таким образом от болезней, преимущественно ран и переломов костей. Царь приказал заложить вход в пещеру большим камнем и охранять его. Вход открывали только один раз в год, собирали накопившееся мумиё, обрабатывали (способ не указан) и отправляли в царскую сокровищницу [15].

Существуют легенды, пытающиеся объяснить происхождение, природу и многочисленную синонимику мумиё.
По данным ряда авторов, слово мумиё – это сокращенное от мумиёи, что означает  “сохраняющее(ий) тело” [9; 13; 15-17],  “защищающее(ий) организм” [14] или “защитник  организма” [13]. Такое толкование связано с ошибочными предположениями древних учёных-медиков о существовании в природе двух видов мумиё: минерального и искусственного происхождения. К последнему они относили и, так называемое, человеческое мумиё, о возникновении которого существуют многочисленные легенды.
В древние времена мумиё в смеси с мёдом, дёгтем и экстрактами из лекарственных растений (лука, чеснока, одуванчика лекарственного или различных видов эвкалипта) использовали для мумифицирования трупов, которые впоследствии назывались мумиями. Мумии хранились в течение многих веков. Вследствие природных катаклизмов они уносились потоками воды в реки, моря и выбрасывались на берег. Как пишет Хаклайт (1599 г.), “эти мёртвые тела являются мумиё, которые врачи и аптекари заставляют глотать нас против нашей воли” (Цит. по А.Ш. Шакирову [17]).

В литературе встречаются и другие свидетельства середины XVIII века об использовании трупов в медицинской практике. Так, друг Мухаммада  Хусайна путешествовал по Европе и Африке. Во время путешествия по Египту он видел табиба, который использовал мумифицированный труп как наружное средство при переломах костей  (Цит. по А.Ш. Шакирову [15]). Впоследствии некоторые исследователи  египетской культуры считали мумиё первопричиной разграбления египетских пирамид и других захоронений.
Интересна легенда о происхождении мумиё, описанная  в минералогических трудах Абу-Рейхан-Мухаммед ибн-Ахмед аль-Бируни: “…пчёлы запечатывают свой мёд и детву воском и покрывают запечатанное место чем-то очень чёрным, с острым запахом, похожим на воск, и это – одно из сильнейших лекарств от ушибов и ран; оно дорогое и редкое и называется по-персидски мумийа”. Слово мумийа означает “водяной воск”, однако никто не знает, откуда он вытекает и где находится его источник [6].
Очень красива легенда о возникновении некоторых синонимов мумиё. В Индии оно именуется шаладжа по названию редкой рыбы шаладжма, обитающей в Индийском океане. Растопленный жир рыбы, взболтанный в глиняном горшке и очищенный, под действием солнечных лучей становится похожим на красный мёд и эффективен, по народным преданиям, при переломах костей [6].

 

III. Мумиё в древней и средневековой европейской медицине
Первые описания лечебных свойств мумиё встречаются в трудах древне-греческого философа, фармаколога, учителя Александра Македонского – Аристотеля (384-322 г. до н.э.). При носовых кровотечениях он прописывал в нос капли из смеси мумиё с камфарой или соком майорана. При заикании смазывал язык смесью мумиё с мёдом. При ушных язвах и гноетечении  рекомендовал закапывать в ухо смесь 0,035 г  мумиё с чистым розовым маслом и соком неспелого винограда. Эту же смесь Аристотель применял для лечения врождённой глухоты. В настоящее время эффективность мумиё при данной патологии считается весьма преувеличенной [2].

Большого признания  медицинского мира Европы мумиё не получило. Описан даже случай, когда известный французский хирург Амбруаз Паре (1508-1580 гг.) добился запрещения продажи мумиё в аптеках, аргументируя это тем, что ни врач, ни фармацевт, ни пациент не знают происхождения и дозировки этого вещества.
Только спустя почти 4 века в России, как многонациональной стране с уникальными природными ресурсами, мумиё пережило второе рождение, о чём достоверно свидетельствуют литературные источники конца 19 и начала 20 веков [16; 17].

Список литературы о мумиё:

С П И С О К     Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1.  Абу  Али Ибн Сина. Канон  врачебной  науки. Избранные   разделы. Ч. I. / Составители: У.И. Каримов, Э.У. Хуршут.- М.- Ташкент: Коммерческий вестник, Фан АН РУз, 1994.- С. 309-310.
2. Алтымышев А.А. Тайны мумиё.- М.: АСТ, 1993.- 6 с.
3. Амасиаци А. Ненужное для неучей.- М.: Наука, 1990.- Т. 13.- С.302.
4. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII. Альбом / Колл. авт.- М.: Галарт, 1994.- 592 с.
5. Базарон Э.Г., Асеева Т.А. “Вайдурья-онбо”. Трактат индо-тибетской медицины.- Новосибирск: Наука, 1985.- 118 с.
6. Бируни Абу-Рейхан-Мухаммед ибн-Ахмед. Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия) / Пер. А.М. Беленицкого.- Л.: Ленингр. отд-ние изд-ва АН СССР.- 1963.- С. 191-195.
7. Кострин К.В. Мумиё в трудах Бируни и Ибн Сины // Пещеры.- 1969.- Вып. 7 (8).- С. 165-167.
8. Мирмухаммад Хасуйн Аляви, Мухаммад Мумин. Махзанул адвия и Тухфатул мумин.- Бомбей: литогр. изд., 1857.- С. 134.
9. Мумиё – загадочное лекарство древних: Рекомендация (Министерство здравоохранения КазССР).- Алма-Ата, 1990.- 23 с.
10. Мухаммад Ходи Алукайми, Ходихон Мухаммад Хусайн. Карабадин-Кабир.- Дели: литогр. изд., 1271 (1857) – С. 312- 313.
          11. Савиных М.И. Всё о мумиё (материалы и результаты).- Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1999.- 81 с.
12. Убашеев И.О., Назаров-Рыгдалон В.Э., Бадараев Б. и др. Мумиё-“брагшун” – древнее лечебное средство тибетской медицины (истоковедческое и экспериментальное исследование) // Бюлл. Сибирского отд-ния АМН СССР.- 1985.- № 2.- С. 6-12.
13. Умаралиев Э.А., Струпов В.А. Возрождение мумиё.- М., 1996.-  150  с.
14. “Чжуд-ши” – памятник средневековой тибетской культуры: Пер. с тиб. / Предисл. Д.Б. Дашиева, С.М. Николаева.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.- 349 с.
15. Шакиров А. Сведения учёных Востока о мумиё и его значении в медицине // Общественные науки в Узбекистане.- 1964.- № 11.- C. 52-56.
16. Шакиров А.Ш. Мумиё асиль в комплексном лечении переломов костей (Экспериментальное и клиническое исследование).- Автореф. дис. … д-ра мед. наук.- Ташкент, 1967.- 23 с.
17. Шакиров А.Ш. Мумиё-асиль – мощное лечебное средство.- Ташкент, 1968.- 17 с.
18. Шакиров А.Ш. Тайна древнего бальзама мумиё-асиль.- 4-е изд.- Ташкент: Медицина, 1983.- 47 с.
19. Nadkarni K.M. Asphaltum // Indian Materia Medica.- Bombay: Popular Prakashan, 1982.- Vol. II.- P. 23-32.
20. Schroeter A. I., Panasiuk V.A. Dictionary of plant names / Edited by V.A. Bykov.-Koenigstein (Germany): Koeltz Scientific Books, 1999.- 1033 p.

Оцените статью
Научим
Добавить комментарий