Применение мумиё в восточной медицине

Лечимся народными средствами

Мумиё в восточной медицинее

Историчски сложилось, что наибольшей популярностью пользовалось мумиё в восточной медицине.
Блестящий среднеазиатский учёный, врач и энциклопедист Абу Али ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценна, (980-1037 гг.) в медицинском трактате “Канон врачебной науки” (“Ал-Канун-фи-Тибб”) так описывает сущность мумиё – “у мумиё та же сила и то же естество, что у зифта (это смола пинии, ели и других хвойных деревьев, возможно даже смола минерального происхождения) и битума, смешанных вместе, но только оно более совершенное и приносит большую пользу” [1].
Он относит мумиё к средствам, обладающим “разреженными и рассасывающими свойствами”, которое помогает от “слизистых опухолей”. В виде “питья” и втираний мумиё, по данным Авиценны, является прекрасным средством “от болей при вывихе и переломе, от падения и удара, при общем параличе и параличе лицевого нерва” [1].
Авиценна широко применял мумиё в смеси с некоторыми растительными маслами в качестве наружного средства для растирания при ушибах, вывихах, укусах ядовитыми насекомыми или для рассасывания опухолей [1]. Способы применения мумиё, рекомендованные Авиценной, при многих заболеваниях мы приводим в разделе V.
Великий врач, химик и философ Абу Бекр Мухаммад Закарийа ар-Рази (865-925 гг.) широко применял мумиё в дозе одна хабба (0,071 г) при травмах, головной боли, ознобе, параличе лицевого нерва, эпилепсии, головокружении, хроническом алкоголизме [2; 15-18]. Он же отмечает и эффективность внутреннего применения мумиё в смеси с мёдом, желтком яиц и соком некоторых растений при неполноценности сперматозоидов [2; 15-18].
Абубакр Раби ал-Бухарон (960-е г. н.э.) в учебнике для изучающих врачебное искусство описал смесь мумиё с мёдом как эффективное средство для лечения костных переломов, вывихов, ран и других травм [2; 15-18].
Гениальный учёный-энциклопедист из Хорезма Абу-Райхан-Мухаммед ибн-Ахмед аль-Бируни (973-1048 гг.) описывал лечебные свойства мумиё следующим образом: “Горная смола (мумийа) в некоторых отношениях соответствует амбре и ароматическим смолам и заслуживает того, что мы её храним ради её ценности и для оказания помощи тому, у кого в теле сломается какая-нибудь кость” [6]. Он отмечает, что в “Книге установлений” есть свидетельства о включении в перечень лекарств, выдаваемых из хранилищ Хосроев по мере необходимости неимущим, горной смолы в чистом виде или в виде составов и снадобий [6].
В средневековом трактате “Лаззатул-нисо” Мухаммеда Табиба (XIII в.), посвящённом вопросам сексологии, гигиены половой жизни, акушерства и гинекологии, мумиё в количестве 0,2-0,3 г в смеси с мёдом относится к средствам, усиливающим половую функцию [2; 15-18].

Армянский врач А. Амасиаци (XV в.) считал, что “мумиё помогает если съесть его, выпить [с водой] или смазать тело” [3]. Оно обладает тонизирующим, ранозаживляющим и антитоксическим действием [3]. Разовая доза составляет полдрама, то есть 1г 471 мг [3].
В тибетском трактате “Голубой берилл” (XVII в.) указывается на существование пяти разновидностей мумиё (или “скальных расплавов, минеральных смол”), которые встречаются в  расщелинах скал горы Малайя, где “силы солнца и луны также равны” [4]. Эти виды мумиё  “полезны при всяких болезнях жара, особенно при врачевании жара желудка, печени и почек”. Например, “золотое” мумиё – красно-жёлтого цвета, горько-сладкого вкуса, прохладной и маслянистой силы, излечивает болезни  “пневмы-желчи”.  “Серебряное” мумиё – белого цвета, горько-сладкого вкуса, прохладной и сухой силы, эффективно при болезнях “жёлтой воды”. “Медное” мумиё имеет цвет шеи павлина, горький вкус, прохладную и лёгкую силу, помогает при болезнях “флегмы-желчи”. “Железное” мумиё чёрного цвета, горько-солёного вкуса, горячей и острой силы, лечит болезни  “флегмы”. “Оловянное” мумиё бывает и белого, и чёрного цвета, а его вкус и сила подобны “железному мумиё”, однако эффективность его ниже “железного”  [4].

В этом же трактате описывается эффективность мумиё при проведении так называемой процедуры “набирания соков”, иначе – замедления старения, позволяющей восстановить физические силы, память, остроту интеллекта, нормальное функционирование органов чувств, половую потенцию, улучшить пищеварение и возвратить былой тембр голоса [4]. Мероприятия по омоложению организма наиболее целесообразно проводить в возрасте от 60 до 70 лет, и тогда человек “обретает тело 16-летнего юноши, ловкость льва, силу слона, долголетие солнца и луны, красоту павлина и быстроту выезженного скакуна” [4]. Эти данные согласуются с рекомендациями “Вайдурья-онбо”, которые гласят, что систематическое применение “девяти лучших соков”, одним из которых является мумиё – сок земли, способствует устранению старческих недугов [5; 9].
Увеличению “телесных сил” и долголетию помогают пилюли, приготовленные из смешанных в железном сосуде порошка золота, серебра, меди, железа и “должным образом подготовленного” и хорошо “укрощённого” мумиё [4].
Мухаммед Арзани (1735 г.) применял мумиё в смеси с розовым маслом, соком кислого винограда или вином, приготовленным из хурмы (Diospyros [15]), для лечения ушибов, ран и переломов костей [2].
Подробно лечебные свойства мумиё описываются в книге “Сокровищница лекарств” (“Махзан-ул-адвия”) Мухаммеда Хусейна Ширази (1762 г.) [2; 13; 17]. В этом трактате мумиё относится к средствам, оказывающим влияние на нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы и желудочно-кишечный тракт.

Положительные результаты наблюдаются при геморрое, женских заболеваниях, головных болях, параличах, ревматизме, травмах, переломах костей (внутрь или в виде смазывания и растирания) [13].Имеются сведения, что масляный раствор мумиё, закапанный в ухо, улучшает отток гноя и хорошо восстанавливает слух при гнойном отите. При насморке помогает смесь мумиё с розовым маслом, принятая внутрь или используемая для смазывания ноздрей 3-4 раза в день [13].
По данным Ал Комуз Мухит (1795 г.), арабы применяли “аль-мумиё” внутрь или наружно при различных заболеваниях костей, суставов, внутренних органов, травмах грудной клетки [2; 13].

Многие медики Востока уже в XIX веке с успехом продолжали применять мумиё в комплексной терапии больных с параличами и вялостью органов [15-18]. Так, Алхахим Мухаммад Хусаин Алявий (1888 г) в книге “Магзанул-Адвия”, переведённой А.Ш. Шакировым, описывает эффективность мумиё при болезнях суставов, ревматизме, переломах, вывихах, заболеваниях сухожилий и мышц, повреждениях кожи, при параличах верхних и нижних конечностей [8, 15].
Садик Али Разави (1885 г.) отмечал эффективность мумиё при аллергических заболеваниях, бронхиальной астме, воспалении молочной железы, растяжении мышц, язве желудка, болезнях печени, селезёнки, бесплодии, укусах ядовитыми насекомыми [2; 13; 15].
Очень подробно виды действия шиладжита (в Индии так называют мумиё), нозологические формы, при которых он эффективен, способы применения и дозировка описаны доктором K.M. Nadkarni в “Indian materia medica” [19].  Автор, ссылаясь на исследования древних учёных и традиционный опыт применения мумиё в Индии, отмечает следующие виды действия шиладжита: болеутоляющее, противомикробное, противовоспалительное, местное антисептическое, тонизирующее, лёгкое слабительное, желчегонное, диуретическое, стимулирующее дыхание, литолитическое, спазмолитическое, антигельминтное, абортивное и выводящее яды (противоядие) [19].

Широкий перечень видов фармакологической активности подтверждает слова  индийского врача Чарака (I век н.э.), что не существует такой болезни, которую бы не лечили с помощью мумиё [19]. Большинство фармакологических свойств шиладжита индийский врач Чопра объясняет присутствием бензойной кислоты и бензоатов, которые, по его мнению, являются основными действующими веществами [19].

Шиладжит до настоящего времени широко применяется врачами-индусами при острых и хронических бронхитах, особенно в педиатрической практике и геронтологии, бронхоэктазе (расширении ограниченных участков бронхов); астме у пациентов с патологией печени и расстройством пищеварения (диспепсии); астме у людей, страдающих подагрой. Вэйдиаз прописывал шиладжит при туберкулёзе лёгких и кишечника, туберкулёзе у больных диабетом [19].

Список литературы о мумиё:

С П И С О К     Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1.  Абу  Али Ибн Сина. Канон  врачебной  науки. Избранные   разделы. Ч. I. / Составители: У.И. Каримов, Э.У. Хуршут.- М.- Ташкент: Коммерческий вестник, Фан АН РУз, 1994.- С. 309-310.
2. Алтымышев А.А. Тайны мумиё.- М.: АСТ, 1993.- 6 с.
3. Амасиаци А. Ненужное для неучей.- М.: Наука, 1990.- Т. 13.- С.302.
4. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII. Альбом / Колл. авт.- М.: Галарт, 1994.- 592 с.
5. Базарон Э.Г., Асеева Т.А. “Вайдурья-онбо”. Трактат индо-тибетской медицины.- Новосибирск: Наука, 1985.- 118 с.
6. Бируни Абу-Рейхан-Мухаммед ибн-Ахмед. Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия) / Пер. А.М. Беленицкого.- Л.: Ленингр. отд-ние изд-ва АН СССР.- 1963.- С. 191-195.
7. Кострин К.В. Мумиё в трудах Бируни и Ибн Сины // Пещеры.- 1969.- Вып. 7 (8).- С. 165-167.
8. Мирмухаммад Хасуйн Аляви, Мухаммад Мумин. Махзанул адвия и Тухфатул мумин.- Бомбей: литогр. изд., 1857.- С. 134.
9. Мумиё – загадочное лекарство древних: Рекомендация (Министерство здравоохранения КазССР).- Алма-Ата, 1990.- 23 с.
10. Мухаммад Ходи Алукайми, Ходихон Мухаммад Хусайн. Карабадин-Кабир.- Дели: литогр. изд., 1271 (1857) – С. 312- 313.
          11. Савиных М.И. Всё о мумиё (материалы и результаты).- Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1999.- 81 с.
12. Убашеев И.О., Назаров-Рыгдалон В.Э., Бадараев Б. и др. Мумиё-“брагшун” – древнее лечебное средство тибетской медицины (истоковедческое и экспериментальное исследование) // Бюлл. Сибирского отд-ния АМН СССР.- 1985.- № 2.- С. 6-12.
13. Умаралиев Э.А., Струпов В.А. Возрождение мумиё.- М., 1996.-  150  с.
14. “Чжуд-ши” – памятник средневековой тибетской культуры: Пер. с тиб. / Предисл. Д.Б. Дашиева, С.М. Николаева.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.- 349 с.
15. Шакиров А. Сведения учёных Востока о мумиё и его значении в медицине // Общественные науки в Узбекистане.- 1964.- № 11.- C. 52-56.
16. Шакиров А.Ш. Мумиё асиль в комплексном лечении переломов костей (Экспериментальное и клиническое исследование).- Автореф. дис. … д-ра мед. наук.- Ташкент, 1967.- 23 с.
17. Шакиров А.Ш. Мумиё-асиль – мощное лечебное средство.- Ташкент, 1968.- 17 с.
18. Шакиров А.Ш. Тайна древнего бальзама мумиё-асиль.- 4-е изд.- Ташкент: Медицина, 1983.- 47 с.
19. Nadkarni K.M. Asphaltum // Indian Materia Medica.- Bombay: Popular Prakashan, 1982.- Vol. II.- P. 23-32.
20. Schroeter A. I., Panasiuk V.A. Dictionary of plant names / Edited by V.A. Bykov.-Koenigstein (Germany): Koeltz Scientific Books, 1999.- 1033 p.

Оцените статью
Научим
Добавить комментарий