ГлавнаяЛечимся народными средствамиРецептуры на основе мумиё


Рецептуры на основе мумиё

Во многих трудах древней и средневековой медицины приведены конкретные рецептуры на основе мумиё, применявшиеся при различных заболеваниях.
что лечит мумиеВ своде медицинских знаний Авиценны отмечается способность мумиё оказывать раздражающее действие на желудок, что “противно натуре”. Поэтому больные испытывают к мумиё отвращение, сопровождающееся зачастую рефлекторной рвотой. В связи с этим, при приготовлении лекарственных препаратов рекомендуется сочетать мумиё с другими лекарственными средствами для уменьшения его горечи и придания лекарству приятного вкуса [1].
В “Каноне врачебной науки” также приводятся прописи сложных лекарственных средств, применяющихся для коррекции различных патологических состояний.
В “Каноне” Авиценны приведены сведения о полезности мумиё для всех “органов головы”: “при мигрени и холодной головной боли, падучей и головокружении”. С этой целью его принимают с соком майорана интранозально в количестве одной хаббы (0,059 г) [1].


При головной боли эффективна следующая интранозальная смесь. Берётся равное количество (1 дирхам — 2,975 г) веществ: мумиё, мускатного ореха, амбры, камфоры, мускуса. Каждое вещество первоначально растирается отдельно, затем смешивается с лилейным маслом и небольшим количеством бальзамового масла, которое добывается при надрезе железным предметом бальзамного дерева Commiphora opobalsamum Engl. и Balsamodendron gileadense Kunth. Надрез делается после появления на небе Сириуса, а выступившие капли собираются куском хлопка [1]. Полученная смесь в количестве шесть хабб размачивается в некоторых жидкостях (каких именно не указывается) и втягивается в нос [1].
От “шлема” (вид головной боли, охватывающей голову) и застарелой головной боли интранозально назначается по одной хаббе мумиё и бобровой струи (выделения парной мужской железы самца бобра — Castor  fiber L.) с маслом бана (Moringa pterygosperma Gaertn. или Moringa aptera Gaertn. — моринга бескрылая) [1].


При болях в ушах возможно использование смеси одной хаббы мумиё с жасминным маслом[1].
При гноетечении из уха применяют одну ша'иру (0,059 г) мумиё в розовом масле и в соке незрелого винограда на фитиле [1].
При “тяжести языка” — один кират (0,236 г) мумиё в отваре персидского са'тара (чабрец или душица) [1].
Мумиё считалось весьма эффективным средством при заболеваниях “органов дыхания”. Так, три ша'иры мумиё в крепком набизе (вино или вообще опъяняющий напиток, приготовленный из фиников, изюма, мёда, а также различных хлебных злаков) останавливает кровотечение из лёгкого [1].


Весьма успешно излечивает кашель смесь, состоящая из одного тассудж (0,18 г) мумиё в соке ююбы с ячменной водой и кордией (Cordia [20]), которая применяется натощак в течение трёх дней [1].
При ложном крупе, даже при отсутствии спазмов, также рекомендуется применять шиладжит.
При болях в горле целесообразно применение одного кирата мумиё в сгущённом соке шелковицы (Morus [20]) или чечевичном отваре [1].


Испытанным средством при ангине является один кират (0,236 г) мумиё в сиканджубине (сгущённый сок или выжатый сок, превращённый в варенье) [1].
От “перебоев сердца” полезен один кират мумиё в соке кумина (Cuminum cyminum L. [20]), ажгона (Trachysperum [20]) и тмина (Carum [20]) [1].


Хорошие результаты при применении мумиё отмечены и при разнообразных недугах “органов питания”. При слабости желудка эффективна смесь одного кирата мумиё в соке кумина, ажгона и тмина. Мумиё (1 кират) в смеси с армянской (тёмно-красной) глиной (2 данака) и шафраном — Crocus sativus L. [20] (1 данак — 0,495 г) в соке паслёна (Solanum [20]) или кассии слабительной (Cassia [20]) применяют от слизистой тошноты и при падении на грудь, желудок или печень.  
От икоты помогает 1 хабба мумиё в отваре семян сельдерея (Apium [20]), а от болей в селезёнке — 1 кират с сахарной водой [1].
В начальной стадии детского цирроза шиладжит применяется совместно  другими холагогами, подобными соку листьев андрографии метельчатой (Andrographis paniculata (Burm. f.) Nees [20]), каяну индийскому (голубиный горох) (Cajanus indicus Spreng. [20]) или никтантесу (печальное дерево, ночной жасмин) (Nyctanthes arbor-tristic L. [20]).


Лучшим растворяющим средством при ударах и падениях на печень, при наличии кровотечения и необходимости “растворения крови”, является смазывание раненого участка смесью мумиё с маслом лилии [1]. Другим эффективным средством при указанных симптомах считалась смесь из: 10 дирхамов мурийафилийуна (неизвестное средство), 7 — промытого лакка, 4 — китайского ревеня, 3,5 — шафрана, 4 – тимьяна (Thymus capitatus Hoff. [20]), 7 — чёрного нута (Cicer arletinum L. [20]), 5 — мирры , 10 — армянской глины, размоченной в масле касатика (Iris pallida Lam., Iris florentina L. — ирис или “фиалковый корень” [20]), в которое положили мумиё. Полученная смесь используется для изготовления лепёшечек, принимаемых “в питье”. Разовая доза составляет три дирхама [1].


При желчных коликах шиладжит оказывает мягкий и продолжительный обезболивающий эффект, по сравнению с инъекциями морфина. Кроме того, оказывая болеутоляющий, желчегонный и слабительный эффект, мумиё не наносит вред печени [19].
В классическом трактате тибетской медицины “Чжуд-ши” описывается применение мумиё при всех видах жара, особенно “жаре” желудка и печени [14]. Здесь же описывается многокомпонентная смесь, в состав которых входит мумиё, применяемая при кишечных коликах [14].


Есть указания о применении мумиё при заболеваниях “органов извержения” [1] и “жаре” почек [14]. При изъязвлении мочевого канала и мочевого пузыря мумиё принимают внутрь в виде питья в количестве 1 кират. Свечи из смеси мумиё и муки помогают при болях, возникающих при задержании мочи [1].


При затруднённом или болезненном мочеиспускании шиладжит применяется с другими диуретиками и средствами, уменьшающими раздражение, подобно отвару якорцев стелющихся (якорцев наземных) (Tribulus terrestris L. [20]), солодки голой (Glycyrrhiza glabra L. [20]) и др. [19].


При затруднённом мочеиспускании вследствие холодной натуры, впрыскивается мискал (4,25 г) мышиного кала с мумиё. Встречаются данные о мочегонном действии смеси голубиного кала с мумиё [1].


При маточных кровотечениях очень действенно лекарство, состоящее из взятых поровну (1 дирхам): мумиё, печатной (Terra sigillata или Terra lemnia, по составу близкая к охре) и армянской глины, квасцов, галл и крови дракона (красная смола, полученная из драконового дерева — Dracaena draco L.). Добавляется две хаббы камфоры и один данам (0,495 г) мускуса. Полученный состав разводится в одной укийе (29,75 г) миртового вина [1].


При функциональной меноррагии, осложнённой желтухой и печёночной дисфункцией, мумиё назначается с отваром эмблических миробаланов или комбинируется с вяжущими средствами — акацией катеху (Acacia catechu (L. F.) Willd. [20]), цветками вудфордии обильноцветущей (Wood fordia floribunda Salisb. [20]), сиропом из побегов лилии красной (Lilium [20]) [19].


При протеинурии и лимфурии он является полезным с отварами, подавляющими секрецию, подобно акации катеху, шорее мощной  (Shorea robust Roxb. [20]), соком из листьев каяна индийского или соком чеснока (Allium [20]) [19].
При трещинах в заднем проходе хорошо помогает состав из мозга голени коровы и оленя (по 1 укийе — 29,75 г), оленьего жира (1 укийе), мумиё (0,5 укийе), кунжутного (Sesamum) масла (2 укийе), крахмала (1 укийа) и трагаканта (1 укийа) [1].
При сексуальной слабости мумиё обычно назначается с Asvagandha, при сперматорее — с виноградным соком или настоем трёх миробаланов; при хронической гонорее и хроническом гонорейном уретрите используется смесь шиладжита с оксидами олова, свинца, серебра и др. [19].


Многие древние медики советовали при суставном ревматизме, растяжениях, переломах, после ушибов и других травм применять внутрь и наружно смесь мумиё (в количестве от 0,5 до 0,75 г) с любым растительным маслом, как правило персиковым, с добавлением отвара крымских бобов и желтка 3-4 яиц [2, 13, 15].
В знаменитом трактате тибетской медицины “Чжуд-ши” описывается многокомпонентная смесь с мумиё, применяемая при ноющих болях и мурашках (“Смола -10”) [14].


Описан положительный эффект применения мумиё при летаргии. В последнем случае его назначали после кипячения в количестве 0,15 г с отваром чабреца и девясила высокого (Inula helenium L. [20]) [2; 13; 15].
При лейкорейном истощении мумиё назначается с молоком или другими вяжущими средствами [19].
При истерическом неврозе, по данным H.C. Sen, мумиё обычно используется с настоем валерианы Ятаманси (валерианы Уоллича) (Valeriana jatamansi Jones [20]) или верблюжьей колючки обыкновенной (Alhagi maurorum Medik. [20]). При психозах применяется с отваром трёх миробаланов или отваром dasamula [19].


Мумиё эффективно при отравлении “мясным ядом” и защите “от ядов из камней и их подавления” [14]. Для обезвреживания ядов (антидототерапия) полезно применение 2 хабб мумиё в отваре хасака (Tribulus terrestris L. – якорцы [20]) и ферулы вонючей (Ferula assa — foetida L. [20]) [1].
При укусе скорпионов в качестве противоядия назначают 1 кират мумиё в чистом вине, а на укушенное место прикладывается смесь из 1 кирата мумиё с коровьим маслом [1].
Учитель риши (мудрец) Видьяжняна советует при болезнях, вызванных сочетаниями пороков, применять состав из  миробалана (Terminalia catappa L. [20]) и мумиё, в котором “все первоэлементы уравновешены” [14]


 Заключение
Народы разных стран мира, независимо от вероисповедания, традиций, уровня развития медицины почти 4 тысячи лет используют в лечебных целях препараты мумиё, что, безусловно, свидетельствует об его эффективности.
Несмотря на то, что эмпирические данные древних и средневековых медиков не были ни экспериментально, ни клинически обоснованы, а широкий перечень показаний для применения мумиё в народной и традиционной  медицине разных стран способствовал возникновению вокруг него мифа чудодейственности, фармакологический эффект мумиё вполне реален. Об этом свидетельствуют результаты  экспериментальных и клинических исследований, полученные специалистами различных отраслей науки XX веке. Соответствующие материалы будут представлены в последующих публикациях.

Список литературы о мумиё:

С П И С О К     Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1.  Абу  Али Ибн Сина. Канон  врачебной  науки. Избранные   разделы. Ч. I. / Составители: У.И. Каримов, Э.У. Хуршут.- М.- Ташкент: Коммерческий вестник, Фан АН РУз, 1994.- С. 309-310.
2. Алтымышев А.А. Тайны мумиё.- М.: АСТ, 1993.- 6 с.
3. Амасиаци А. Ненужное для неучей.- М.: Наука, 1990.- Т. 13.- С.302.
4. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII. Альбом / Колл. авт.- М.: Галарт, 1994.- 592 с.
5. Базарон Э.Г., Асеева Т.А. “Вайдурья-онбо”. Трактат индо-тибетской медицины.- Новосибирск: Наука, 1985.- 118 с.
6. Бируни Абу-Рейхан-Мухаммед ибн-Ахмед. Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия) / Пер. А.М. Беленицкого.- Л.: Ленингр. отд-ние изд-ва АН СССР.- 1963.- С. 191-195.
7. Кострин К.В. Мумиё в трудах Бируни и Ибн Сины // Пещеры.- 1969.- Вып. 7 (8).- С. 165-167.
8. Мирмухаммад Хасуйн Аляви, Мухаммад Мумин. Махзанул адвия и Тухфатул мумин.- Бомбей: литогр. изд., 1857.- С. 134.
9. Мумиё — загадочное лекарство древних: Рекомендация (Министерство здравоохранения КазССР).- Алма-Ата, 1990.- 23 с.
10. Мухаммад Ходи Алукайми, Ходихон Мухаммад Хусайн. Карабадин-Кабир.- Дели: литогр. изд., 1271 (1857) – С. 312- 313.
          11. Савиных М.И. Всё о мумиё (материалы и результаты).- Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1999.- 81 с.
12. Убашеев И.О., Назаров-Рыгдалон В.Э., Бадараев Б. и др. Мумиё-“брагшун” — древнее лечебное средство тибетской медицины (истоковедческое и экспериментальное исследование) // Бюлл. Сибирского отд-ния АМН СССР.- 1985.- № 2.- С. 6-12.
13. Умаралиев Э.А., Струпов В.А. Возрождение мумиё.- М., 1996.-  150  с.
14. “Чжуд-ши” — памятник средневековой тибетской культуры: Пер. с тиб. / Предисл. Д.Б. Дашиева, С.М. Николаева.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.- 349 с.
15. Шакиров А. Сведения учёных Востока о мумиё и его значении в медицине // Общественные науки в Узбекистане.- 1964.- № 11.- C. 52-56.
16. Шакиров А.Ш. Мумиё асиль в комплексном лечении переломов костей (Экспериментальное и клиническое исследование).- Автореф. дис. … д-ра мед. наук.- Ташкент, 1967.- 23 с.
17. Шакиров А.Ш. Мумиё-асиль — мощное лечебное средство.- Ташкент, 1968.- 17 с.
18. Шакиров А.Ш. Тайна древнего бальзама мумиё-асиль.- 4-е изд.- Ташкент: Медицина, 1983.- 47 с.
19. Nadkarni K.M. Asphaltum // Indian Materia Medica.- Bombay: Popular Prakashan, 1982.- Vol. II.- P. 23-32.
20. Schroeter A. I., Panasiuk V.A. Dictionary of plant names / Edited by V.A. Bykov.-Koenigstein (Germany): Koeltz Scientific Books, 1999.- 1033 p.

 


На сайте есть:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.