Рецептуры на основе мумиё

Лечимся народными средствами

Во многих трудах древней и средневековой медицины приведены конкретные рецептуры на основе мумиё, применявшиеся при различных заболеваниях.
В своде медицинских знаний Авиценны отмечается способность мумиё оказывать раздражающее действие на желудок, что “противно натуре”. Поэтому больные испытывают к мумиё отвращение, сопровождающееся зачастую рефлекторной рвотой. В связи с этим, при приготовлении лекарственных препаратов рекомендуется сочетать мумиё с другими лекарственными средствами для уменьшения его горечи и придания лекарству приятного вкуса [1].
В “Каноне врачебной науки” также приводятся прописи сложных лекарственных средств, применяющихся для коррекции различных патологических состояний.
В “Каноне” Авиценны приведены сведения о полезности мумиё для всех “органов головы”: “при мигрени и холодной головной боли, падучей и головокружении”. С этой целью его принимают с соком майорана интранозально в количестве одной хаббы (0,059 г) [1].

При головной боли эффективна следующая интранозальная смесь. Берётся равное количество (1 дирхам – 2,975 г) веществ: мумиё, мускатного ореха, амбры, камфоры, мускуса. Каждое вещество первоначально растирается отдельно, затем смешивается с лилейным маслом и небольшим количеством бальзамового масла, которое добывается при надрезе железным предметом бальзамного дерева Commiphora opobalsamum Engl. и Balsamodendron gileadense Kunth. Надрез делается после появления на небе Сириуса, а выступившие капли собираются куском хлопка [1]. Полученная смесь в количестве шесть хабб размачивается в некоторых жидкостях (каких именно не указывается) и втягивается в нос [1].
От “шлема” (вид головной боли, охватывающей голову) и застарелой головной боли интранозально назначается по одной хаббе мумиё и бобровой струи (выделения парной мужской железы самца бобра – Castor  fiber L.) с маслом бана (Moringa pterygosperma Gaertn. или Moringa aptera Gaertn. – моринга бескрылая) [1].

При болях в ушах возможно использование смеси одной хаббы мумиё с жасминным маслом[1].
При гноетечении из уха применяют одну ша’иру (0,059 г) мумиё в розовом масле и в соке незрелого винограда на фитиле [1].
При “тяжести языка” – один кират (0,236 г) мумиё в отваре персидского са’тара (чабрец или душица) [1].
Мумиё считалось весьма эффективным средством при заболеваниях “органов дыхания”. Так, три ша’иры мумиё в крепком набизе (вино или вообще опъяняющий напиток, приготовленный из фиников, изюма, мёда, а также различных хлебных злаков) останавливает кровотечение из лёгкого [1].

Весьма успешно излечивает кашель смесь, состоящая из одного тассудж (0,18 г) мумиё в соке ююбы с ячменной водой и кордией (Cordia [20]), которая применяется натощак в течение трёх дней [1].
При ложном крупе, даже при отсутствии спазмов, также рекомендуется применять шиладжит.
При болях в горле целесообразно применение одного кирата мумиё в сгущённом соке шелковицы (Morus [20]) или чечевичном отваре [1].

Испытанным средством при ангине является один кират (0,236 г) мумиё в сиканджубине (сгущённый сок или выжатый сок, превращённый в варенье) [1].
От “перебоев сердца” полезен один кират мумиё в соке кумина (Cuminum cyminum L. [20]), ажгона (Trachysperum [20]) и тмина (Carum [20]) [1].

Хорошие результаты при применении мумиё отмечены и при разнообразных недугах “органов питания”. При слабости желудка эффективна смесь одного кирата мумиё в соке кумина, ажгона и тмина. Мумиё (1 кират) в смеси с армянской (тёмно-красной) глиной (2 данака) и шафраном – Crocus sativus L. [20] (1 данак – 0,495 г) в соке паслёна (Solanum [20]) или кассии слабительной (Cassia [20]) применяют от слизистой тошноты и при падении на грудь, желудок или печень.  
От икоты помогает 1 хабба мумиё в отваре семян сельдерея (Apium [20]), а от болей в селезёнке – 1 кират с сахарной водой [1].
В начальной стадии детского цирроза шиладжит применяется совместно  другими холагогами, подобными соку листьев андрографии метельчатой (Andrographis paniculata (Burm. f.) Nees [20]), каяну индийскому (голубиный горох) (Cajanus indicus Spreng. [20]) или никтантесу (печальное дерево, ночной жасмин) (Nyctanthes arbor-tristic L. [20]).

Лучшим растворяющим средством при ударах и падениях на печень, при наличии кровотечения и необходимости “растворения крови”, является смазывание раненого участка смесью мумиё с маслом лилии [1]. Другим эффективным средством при указанных симптомах считалась смесь из: 10 дирхамов мурийафилийуна (неизвестное средство), 7 – промытого лакка, 4 – китайского ревеня, 3,5 – шафрана, 4 – тимьяна (Thymus capitatus Hoff. [20]), 7 – чёрного нута (Cicer arletinum L. [20]), 5 – мирры , 10 – армянской глины, размоченной в масле касатика (Iris pallida Lam., Iris florentina L. – ирис или “фиалковый корень” [20]), в которое положили мумиё. Полученная смесь используется для изготовления лепёшечек, принимаемых “в питье”. Разовая доза составляет три дирхама [1].

При желчных коликах шиладжит оказывает мягкий и продолжительный обезболивающий эффект, по сравнению с инъекциями морфина. Кроме того, оказывая болеутоляющий, желчегонный и слабительный эффект, мумиё не наносит вред печени [19].
В классическом трактате тибетской медицины “Чжуд-ши” описывается применение мумиё при всех видах жара, особенно “жаре” желудка и печени [14]. Здесь же описывается многокомпонентная смесь, в состав которых входит мумиё, применяемая при кишечных коликах [14].

Есть указания о применении мумиё при заболеваниях “органов извержения” [1] и “жаре” почек [14]. При изъязвлении мочевого канала и мочевого пузыря мумиё принимают внутрь в виде питья в количестве 1 кират. Свечи из смеси мумиё и муки помогают при болях, возникающих при задержании мочи [1].

При затруднённом или болезненном мочеиспускании шиладжит применяется с другими диуретиками и средствами, уменьшающими раздражение, подобно отвару якорцев стелющихся (якорцев наземных) (Tribulus terrestris L. [20]), солодки голой (Glycyrrhiza glabra L. [20]) и др. [19].

При затруднённом мочеиспускании вследствие холодной натуры, впрыскивается мискал (4,25 г) мышиного кала с мумиё. Встречаются данные о мочегонном действии смеси голубиного кала с мумиё [1].

При маточных кровотечениях очень действенно лекарство, состоящее из взятых поровну (1 дирхам): мумиё, печатной (Terra sigillata или Terra lemnia, по составу близкая к охре) и армянской глины, квасцов, галл и крови дракона (красная смола, полученная из драконового дерева – Dracaena draco L.). Добавляется две хаббы камфоры и один данам (0,495 г) мускуса. Полученный состав разводится в одной укийе (29,75 г) миртового вина [1].

При функциональной меноррагии, осложнённой желтухой и печёночной дисфункцией, мумиё назначается с отваром эмблических миробаланов или комбинируется с вяжущими средствами – акацией катеху (Acacia catechu (L. F.) Willd. [20]), цветками вудфордии обильноцветущей (Wood fordia floribunda Salisb. [20]), сиропом из побегов лилии красной (Lilium [20]) [19].

При протеинурии и лимфурии он является полезным с отварами, подавляющими секрецию, подобно акации катеху, шорее мощной  (Shorea robust Roxb. [20]), соком из листьев каяна индийского или соком чеснока (Allium [20]) [19].
При трещинах в заднем проходе хорошо помогает состав из мозга голени коровы и оленя (по 1 укийе – 29,75 г), оленьего жира (1 укийе), мумиё (0,5 укийе), кунжутного (Sesamum) масла (2 укийе), крахмала (1 укийа) и трагаканта (1 укийа) [1].
При сексуальной слабости мумиё обычно назначается с Asvagandha, при сперматорее – с виноградным соком или настоем трёх миробаланов; при хронической гонорее и хроническом гонорейном уретрите используется смесь шиладжита с оксидами олова, свинца, серебра и др. [19].

Многие древние медики советовали при суставном ревматизме, растяжениях, переломах, после ушибов и других травм применять внутрь и наружно смесь мумиё (в количестве от 0,5 до 0,75 г) с любым растительным маслом, как правило персиковым, с добавлением отвара крымских бобов и желтка 3-4 яиц [2, 13, 15].
В знаменитом трактате тибетской медицины “Чжуд-ши” описывается многокомпонентная смесь с мумиё, применяемая при ноющих болях и мурашках (“Смола -10”) [14].

Описан положительный эффект применения мумиё при летаргии. В последнем случае его назначали после кипячения в количестве 0,15 г с отваром чабреца и девясила высокого (Inula helenium L. [20]) [2; 13; 15].
При лейкорейном истощении мумиё назначается с молоком или другими вяжущими средствами [19].
При истерическом неврозе, по данным H.C. Sen, мумиё обычно используется с настоем валерианы Ятаманси (валерианы Уоллича) (Valeriana jatamansi Jones [20]) или верблюжьей колючки обыкновенной (Alhagi maurorum Medik. [20]). При психозах применяется с отваром трёх миробаланов или отваром dasamula [19].

Мумиё эффективно при отравлении “мясным ядом” и защите “от ядов из камней и их подавления” [14]. Для обезвреживания ядов (антидототерапия) полезно применение 2 хабб мумиё в отваре хасака (Tribulus terrestris L. – якорцы [20]) и ферулы вонючей (Ferula assa – foetida L. [20]) [1].
При укусе скорпионов в качестве противоядия назначают 1 кират мумиё в чистом вине, а на укушенное место прикладывается смесь из 1 кирата мумиё с коровьим маслом [1].
Учитель риши (мудрец) Видьяжняна советует при болезнях, вызванных сочетаниями пороков, применять состав из  миробалана (Terminalia catappa L. [20]) и мумиё, в котором “все первоэлементы уравновешены” [14]

 Заключение
Народы разных стран мира, независимо от вероисповедания, традиций, уровня развития медицины почти 4 тысячи лет используют в лечебных целях препараты мумиё, что, безусловно, свидетельствует об его эффективности.
Несмотря на то, что эмпирические данные древних и средневековых медиков не были ни экспериментально, ни клинически обоснованы, а широкий перечень показаний для применения мумиё в народной и традиционной  медицине разных стран способствовал возникновению вокруг него мифа чудодейственности, фармакологический эффект мумиё вполне реален. Об этом свидетельствуют результаты  экспериментальных и клинических исследований, полученные специалистами различных отраслей науки XX веке. Соответствующие материалы будут представлены в последующих публикациях.

Список литературы о мумиё:

С П И С О К     Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1.  Абу  Али Ибн Сина. Канон  врачебной  науки. Избранные   разделы. Ч. I. / Составители: У.И. Каримов, Э.У. Хуршут.- М.- Ташкент: Коммерческий вестник, Фан АН РУз, 1994.- С. 309-310.
2. Алтымышев А.А. Тайны мумиё.- М.: АСТ, 1993.- 6 с.
3. Амасиаци А. Ненужное для неучей.- М.: Наука, 1990.- Т. 13.- С.302.
4. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII. Альбом / Колл. авт.- М.: Галарт, 1994.- 592 с.
5. Базарон Э.Г., Асеева Т.А. “Вайдурья-онбо”. Трактат индо-тибетской медицины.- Новосибирск: Наука, 1985.- 118 с.
6. Бируни Абу-Рейхан-Мухаммед ибн-Ахмед. Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия) / Пер. А.М. Беленицкого.- Л.: Ленингр. отд-ние изд-ва АН СССР.- 1963.- С. 191-195.
7. Кострин К.В. Мумиё в трудах Бируни и Ибн Сины // Пещеры.- 1969.- Вып. 7 (8).- С. 165-167.
8. Мирмухаммад Хасуйн Аляви, Мухаммад Мумин. Махзанул адвия и Тухфатул мумин.- Бомбей: литогр. изд., 1857.- С. 134.
9. Мумиё – загадочное лекарство древних: Рекомендация (Министерство здравоохранения КазССР).- Алма-Ата, 1990.- 23 с.
10. Мухаммад Ходи Алукайми, Ходихон Мухаммад Хусайн. Карабадин-Кабир.- Дели: литогр. изд., 1271 (1857) – С. 312- 313.
          11. Савиных М.И. Всё о мумиё (материалы и результаты).- Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1999.- 81 с.
12. Убашеев И.О., Назаров-Рыгдалон В.Э., Бадараев Б. и др. Мумиё-“брагшун” – древнее лечебное средство тибетской медицины (истоковедческое и экспериментальное исследование) // Бюлл. Сибирского отд-ния АМН СССР.- 1985.- № 2.- С. 6-12.
13. Умаралиев Э.А., Струпов В.А. Возрождение мумиё.- М., 1996.-  150  с.
14. “Чжуд-ши” – памятник средневековой тибетской культуры: Пер. с тиб. / Предисл. Д.Б. Дашиева, С.М. Николаева.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.- 349 с.
15. Шакиров А. Сведения учёных Востока о мумиё и его значении в медицине // Общественные науки в Узбекистане.- 1964.- № 11.- C. 52-56.
16. Шакиров А.Ш. Мумиё асиль в комплексном лечении переломов костей (Экспериментальное и клиническое исследование).- Автореф. дис. … д-ра мед. наук.- Ташкент, 1967.- 23 с.
17. Шакиров А.Ш. Мумиё-асиль – мощное лечебное средство.- Ташкент, 1968.- 17 с.
18. Шакиров А.Ш. Тайна древнего бальзама мумиё-асиль.- 4-е изд.- Ташкент: Медицина, 1983.- 47 с.
19. Nadkarni K.M. Asphaltum // Indian Materia Medica.- Bombay: Popular Prakashan, 1982.- Vol. II.- P. 23-32.
20. Schroeter A. I., Panasiuk V.A. Dictionary of plant names / Edited by V.A. Bykov.-Koenigstein (Germany): Koeltz Scientific Books, 1999.- 1033 p.

 

Оцените статью
Научим
Добавить комментарий