Причины снижения компрессии
Причинами снижения компрессии могут быть следующие:
пригорание поршневых колец в канавках поршня, потеря их упругости, большой износ или их поломка;
пригорание или неплотное прилегание клапанов к седлам, поломка клапанных пружин, нарушение зазора между стержнями клапанов и носками коромысел;
• повреждение прокладки головки цилиндров или . слабая неравномерная затяжка гаек ее крепления;
износ зеркала цилиндров, прогорание поршней.
Компрессию в цилиндрах двигателя проверяют с помощью компрессометра и вручную. Для проверки вручную требуется навык, и делать это надо следующим образом:
• вывернуть все свечи зажигания, кроме свечи первого цилиндра, и пусковой рукояткой проворачивать коленчатый вал двигателя до тех пор, пока в первом цилиндре не закончится такт сжатия;
• затем поочередно вворачивать свечу в последующие цилиндры и вновь проворачивать вал двигателя пусковой рукояткой. Сравнивая усилия, затрачиваемые на преодоление сопротивления проворачиванию во время такта сжатия в каждом цилиндре, можно предположить, в каком именно цилиндре пониженная компрессия.
Для проверки компрессии компрессометром необходимо:
прогреть двигатель до температуры 80—85 «С, вывернуть свечи зажигания, установить плотно в свечное отверстие первого цилиндра наконечник компрессометра и открыть полностью дроссельную и воздушные заслонки;
• проворачивать стартером коленчатый вал двигателя в течение 2—3 с и отметить показания компрессометра.
В исправном двигателе разница показаний компрессометра между цилиндрами двигателя не должна превышать 1 кгс/см2, а давление конца сжатия должно соответствовать данным, приведенным ниже: для автомобилей ВАЗ-2101, -2103, -2105, -2106, -2107 «Жигули» — 9,7, ВАЗ-2108 «Спутник» — 11.
Для быстрого и безошибочного определения причин понижения компрессии водителю необходимо отчетливо знать все внешние признаки этой неисправности. Так, неплотное закрытие выпускного клапана в каком-либо цилиндре характеризуется «выстрелами» в глушителе, а неплотное прилегание впускного клапана — «чиханием» в карбюраторе.
При повышенном износе рабочих поверхностей цилиндров и поршневых колец из глушителя выходит дым, значительно увеличивается расход масла. Увеличенный расход может быть и вследствие засорения газоотводя-щего трубопровода системы вентиляции картера. Поэтому при появлении этих неисправностей прежде всего необходимо проверить, очистить и продуть сжатым воздухом систему вентиляции картера двигателя. Устранение других неисправностей советуем поручить специалистам СТО.
Как проверить исправность поршневых колец
Износ или неисправность поршневых колец или негерметичность прилегания клапанов можно выявить следующей проверкой. После определения давления в цилиндрах следует залить через свечные отверстия по 23—30 см3 масла для двигателя и прокрутить коленчатый вал стартером. Повышение давления компрессии при этом укажет на неисправность (износ) колец или цилиндра, отсутствие повышения — на негерметичность клапанов. Закоксовавшиеся поршневые кольца заменяют новыми на СТО.
Незначительное пригорание поршневых колец можно попытаться устранить самому без разборки двигателя. Для этого необходимо приготовить смесь, состоящую из 50% растворителя №647 или ацетона, 25% керосина и 25% масла АС-8 и залить по 100 см3 в каждый цилиндр через свечные отверстия. Затем провернуть коленчатый вал на несколько оборотов, через час добавить еще по 50 см3 в каждый цилиндр и оставить на 7—8 ч. После в цилиндры залить по 30 см3 смеси бензина с маслом и проехать на автомобиле 20—25 км. Затем слить масло из картера двигателя и промыть систему смазки жидким маслом.
Неплотное прилегание головки к блоку цилиндров может вызвать утечку газов в рубашку охлаждения, в соседний цилиндр либо наружу.
Как обнаружить утечку газов в систему охлаждения
Утечку газов в рубашку охлаждения можно обнаружить по появляющимся пузырькам газа в охлаждающей жидкости, видимым при открытой пробке радиатора, а утечку газа наружу, — если смазать края прокладки (свечи) жидким маслом, по появляющимся пузырькам у прокладки. Утечка газов между цилиндрами определяется лишь после снятия головки цилиндров по зачерненным частям прокладки. Пропуск газов можно устранить затяжкой гаек крепления головки цилиндров.
При замене прокладки между блоком и головкой цилиндров во избежание прилипания ее к блоку и головке цилиндров рекомендуется натереть прокладки графитовым порошком. Гайки необходимо затягивать равномерно, начиная от центра и постепенно переходя к краям в порядке и с усилием, указанным в заводской инструкции по эксплуатации. Для предотвращения деформации головки цилиндров затяжку следует проводить в два приема: вначале — меньшим усилием, затем окончательным. Двигатель должен быть при этом холодным.
Нарушения зазоров в клапанах устраняют регулировкой, негерметичность клапанов — их притиркой, а двигатель с износом зеркала цилиндров следует отправить в ремонт.
Совет:
Характерными признаками перегрева двигателя являются: значительное повышение температуры охлаждающей жидкости.