СПОРТСМЕНАМ — УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ
Подъем в гору «елочкой» труден, как известно, даже для хорошо тренированных лыжников. Тормозное устройство, сделанное из стальных полосок и проволоки, превратит ваши лыжи в вездеходы и позволит без особого труда преодолевать даже весьма крутые подъемы. При движении вперед пластинка свободно волочится по лыжне, ничуть не мешая ходу лыжника, а как только лыжа сдаст назад, пластинка, врезаясь в снег, принимает вертикальное положение и накрепко удерживает лыжу на месте. Длина пластинки — 130—140 мм, толщина — 2 мм. Проволока стальная. Диаметр ее —5 мм (рис. 10, а).
Облегчить подъем на гору поможет и такое, простое приспособление. Выкроив из холста или парусины две полоски и привязав их к лыжам, вы убедитесь, что подъем даже на крутые склоны не потребует от вас хода «елочкой» и не будет слишком трудным. Учтите: длина полоски должна быть равна всей нижней поверхности лыжи, а ширина — на 265 мм уже ширины ее (рис. 10,6).
Просмолить лыжи в домашних условиях, используя паяльную лампу, газовую плиту или керогаз,— дело довольно хлопотливое. Между тем достаточно при просмолке ‘скользящую поверхность, смазанную смолой, прогладить горячим утюгом через тонкий металлический лист (например, через лист жести, вырезанный из консервной банки), предварительно согнув его по краям так, чтобы утюг двигался вместе с листом (рис. 10, в).
Размечая на подошве ботинка гнездо для шипов жесткого крепления, смочите подошву у носка водой, наложите на нее поточнее крепление и ударьте 2—3 раза молотком по основаниям шипов. На подошве останутся заметные вмятины от шипов в т«х местах, где должны находиться гнезда.
Две палочки толщиной в палец (ветви дерева, куста), кусок бинта и хлорвиниловая изоляционная лента — все, что требуется находчивому человеку для ремонта лыжи, сломавшейся в пути. Наложите на перелом шину из палочек и аккуратно перебинтуйте лыжи. Сверху обмотайте место ремонта в два слоя изоляционной лентой, предварительно разогрев ее своим дыханием. Такой шов достаточно крепок и позволяет хорошо скользить при спокойной ровной ходьбе.
Казалось бы, перекошенную лыжу трудно исправить своими силами, однако некоторые опытные умельцы нашли простой и надежный способ, Разогрев лыжу над плиткой, они закрепляют ее конец. Затем начинают поворачивать носок ее, как бы разворачивая лыжи в сторону, обратную перекосу. Когда лыжа остынет, проверяют, исчез ли перекос. Для этого нужно уложить на скользящую поверхность лыжи поперек три линейки. Если все они окажутся в одной плоскости, значит, лыжи исправны (рис. 10,г).
Снежный бугорок, постепенно растущий под пяткой лыжника, мешает нормальному ходу. Чтобы этого не случилось, на лыжу под каблук крепится рифленая резинка, но рифлением не поперек, а вдоль лыжи. На каблуки ботинок (предварительно укоротив их иа толщину резинки) приклеивается резина с таким расчетом, чтобы ее рифление совпадало с углублениями резинки на лыже (рис 10).
Лыжи можно превратить в саки для перевозки снаряжения* В пазах лыж’просверлите отверстия и с помощью гаек-барашков укрепите скобы из пятимиллиметрового железа (рис. 10, е).
Для детских лыж рекомендуется сделать крепления из куска подошвенной резины толщиной 4—5 мм, а длиной в размер обуви плюс четыре сантиметра в носке для того, чтобы прикрепить резину к лыже. Ширина резиновой полосы должна соответствовать ширине лыжи. К этой полосе пришивается (или приклеивается) носок и задник от старой детской обуви. Задник следует снабдить ремешком с пряжкой. Такое безопасное крепление не требует специальных лыжных ботинок. Малыш может кататься в любой обуви (рис. 10, ж)
Восстановить разработанные гнезда для шипов на лыжных ботинках можно при помощи эпоксидного клея и стекловаты. Хорошенько зачистив гнезда и заполнив их клеем с наполнителем (стекловатой), вставьте в эти гнезда штыри лыжного крепления, предварительно смазав их вазелином и положив на них кусочки полиэтиленовой пленки. Когда клей затвердеет, ботинки с лыж можно снять и полиэтиленовую пленку удалить.
Штыри лыжных палок нередко прорывают чехол и при перевозке в городском транспорте становятся небезопасными. Чтобы избежать этого, рекомендуется надевать на концы палок отрезки резиновой трубки подходящего диаметра или пробки от бутылок из-под шампанского.
Известно, что лыжи и лыжные ботинки, хорошо подготовленные к летнему хранению, долго служат своему владельцу. После окончания сезона с лыж следует снять остатки старой мази. Делать это нужно ваткой или тряпочкой, смоченной в керосине или бензине. Затем лыжи нужно просушить, смазать мазью и поставить на распорки. Кожаные петли и крепления покрывают бесцветным сапожным кремом, а металлические — тавотом или вазелином. Лыжные ботинки смазывают мазью, приготовленной из смеси: 3 столовые ложки рыбьего жира и 1 столовая ложка касторового масла. Мазь следует немного подогреть, тогда она лучше впитывается в кожу.
Случается, что после летнего хранения спортивная вязаная шапочка становится мала.— ссыхается. Растянуть ее можно при помощи детского воздушного шарика, вложив его в шапочку, После того как шарик надут, шапочку следует сбрызнуть водой и оставить в покое на несколько часов.
Неприятно после катания нести коньки за- холодные лезвия. Сделайте нехитрое приспособление. Перенесите этот чертеж на лист трехмиллиметровой фанеры, аккуратно выпилите лобзиком й зачистите напильником ручку и отверстия в ней. Два ремешка, пропущенные через прорези в ручке, охватывают лезвия и держат оба конька вместе (рис. 10, з).
Совет:
Кусок брезента может заменить туристу плащ, подстилку на привалах, будет защищать от солнца и дождя.