Советы фотографу — портретная сьемка

Советы фотографу

 

С чего начинается хороший портрет
Довольно часто перед съемкой люди начинают стесняться, комплексовать и зажиматься. Неред­ко от людей приходится слышать, что они плохо получаются на фотографиях, нефотогеничны. Из-за этого просто пропадает всякое желание фото­графироваться. Как они ошибаются!!! Это не они нефотогеничны, а фотограф, который их снимал раньше, формально относился к своей работе. Не бывает плохих моделей, бывают только неумелые фотографы, которым нужно подружиться с каме­рой, научиться любить и уважать людей, расши­рить свой фотокругозор.

Любого человека можно снять так, что он себе очень понравится и скажет вам спасибо. Абсолют­но любой человек фотогеничен, более того — чем необычнее человек, тем более выразительным и интересным может оказаться сюжет и даже жанро­вая фотография. Не говоря уже о том, что мастер­ски сделанная фотография нестандартного челове­ка может занять призовое место на фотоконкурсе.

Казалось бы, все очень просто: навел объектив фотокамеры на человека, скомандовал «не дви­гаться!», затем нажал кнопку спуска — и портрет
готов. Осталось только напечатать шедевр. Если бы все было так просто, не было бы массы унылых и неинтересных карточек типа «здесь был Вася», «я и моя Ксюша», «тетя Маша на фоне моря» и т. д. Такие снимки интересны только их владельцам, да и то лишь на время.
Ну а теперь попробуем разобраться в тонкостях портретной фотографии. Итак, с чего начинается хороший портрет? Самое первое — с терпения и наблюдательности. Хороший фотограф — это не только художник, но и прекрасный психолог. Не торопитесь нажать кнопку спуска — вы успеете это сделать не раз.

Изучайте модель, понаблюдайте со стороны. Найдите характерные жесты, мимику, наклоны, повороты головы, реакцию человека на различ­ные события. Вы заметите характерные движе­ния, жесты, выражения лица и будете предугады­вать поведение человека. Скажем, вы пошутили и примерно представили, каким человек может получиться на снимке. Возможно, кому-то лучше рассказать романтическую историю.
Чтобы найти удачный кадр, часто приходится делать большую серию снимков. Большинство лю­дей устает позировать уже после третьего дубля. Чтобы не прекращать съемки и добиться жела­емого, ведите непринужденный разговор, ваша за­дача — увлечь модель интересными разговорами. Когда человек сосредоточится на инте­ресной теме и полностью раскроется, фотосъемка для него станет чем-то второстепенным.

Избегайте съемки «в лоб» — это не интересно. Вовсе не обязательно, чтобы объект съемки смотрел строго в объектив и, вымученно улыбаясь, ждал, пока «вылетит птичка». Даже дети знают, что из со­временного «цифровика» давно уже не вылетают птички. Все же вы снимаете не фото на документы.
Придумайте шутку, вспомните анекдот, что-нибудь смешное, тогда на лице модели появится естественная, радостная улыбка. Или расскажи­те что-то интересное, увлекательное. Общайтесь с моделью, втяните в разговор, тогда выражение лица будет естественным. Следите за мимикой, снимайте, когда появятся выразительные эмоции.

Детям приготовьте конфету, мини-сюрприз, ма­ленькую, но интересную игрушку и т. д. Когда вы из-за спины перед нажатием кнопки спуска вы­тащите шоколадку или игрушку, на лице ребенка непроизвольно появится восторг. Тут и надо поль­зоваться моментом. Если ребенок незнакомый, потратьте немного времени, чтобы стать для него своим. Маленьким детям не нужно много време­ни, чтобы изучить незнакомого человека. Понача­лу ребенок может капризничать, демонстративно корчить рожицы, отворачиваться. Проявите тер­пение и изобретательность — тогда ваши усилия будут вознаграждены отличными снимками.
Просто замечательно, когда люди смотрят куда-то в сторону, а не прямо в объектив камеры. Если в момент съемки люди увлеченно занимают­ся каким-то делом, снимки получатся естествен­ными.
Непостановочные снимки, сделанные «по ходу дела», — наиболее интересны. Они лучше раскры­вают человека и позволяют запечатлеть его таким,
каким он выглядит в жизни. Непостановочный портрет передает характер без натянутых поз и искусственных улыбок. Художественная ценность такого портрета намного выше.

Построение кадра
Определившись с моделью и мысленно увидев будущий кадр, осталось его реализовать на прак­тике. Возникает вопрос с кадрированием. Нужно так выстроить границы будущего кадра, чтобы все в нем оказалось уравновешенным. Очень важ­ный момент: постарайтесь, чтобы в кадре было как можно меньше лишнего. Объектив фотокаме­ры фиксирует все, что мы порой просто не заме­чаем. И тогда на снимке может оказаться посто ронний человек, чья-то рука, голова, предметы, не имеющие никакого отношения к сюжету. Если можно что-либо удалить из кадра без ущерба для фотографии, смело убирайте. Снимок от этого только выиграет. В кадре нужно оставлять лишь предметы и элементы окружения, которые помо­гут дополнить композицию портрета. Например, очень хорошо, когда на портретной фотографии присутствуют руки портретируемого. Они могут добавить выразительности, лучше раскрыть ха­рактер человека. Портрет может дополнить лишь один предмет: шляпа, трубка, мобильный телефон, авторучка и т. д. Однако когда предметов много, взгляд теряется.
Не располагайте модель строго по центру. Когда человек на снимке находится в самом центре кадра и строго смотрит в объектив, это не самая удач­ная фотография. Гораздо лучше сместить объект немного в сторону. Но не перестарайтесь. Если будет слишком много пустого пространства, фотография будет казаться неуравновешенной. Фотография смотрится лучше, если она раз­делена на три части, как по вертикали, так и по горизонтали, а сюжетно важные элементы (голо­ва, глаза, рот) расположены в пересечении этих частей.

Портрет в полный рост

Если вы хотите снять человека во весь рост, на­пример на фоне моря или горного пейзажа, не ста­райтесь одновременно запечатлеть и всю полноту красивого пейзажа. Вы должны снять либо пейзаж, либо человека. Одновременно снять все «в одном флаконе» не получится. Поэтому кадрируйте сни­мок так, чтобы человек не терялся на фоне пейза­жа. Он должен быть передан достаточно крупно, узнаваемо. А задний план захватите так, чтобы он был лишь удачным фоном. Вспомните старые ба­бушкины фотографии, когда в фотосалонах были модными рисованные пейзажи: только самая ма­лость, небольшой характерный фрагмент. Зритель должен увидеть не пейзаж, а именно портрет.
Перед тем как сделать снимок, еще раз посмо­трите, нет ли на снимках ничего лишнего. Возьми­те за правило перед нажатием кнопки спуска еще раз все перепроверить. Очень часто на фотогра­фиях видны пустые пластиковые бутылки, стака­ны, пакеты и прочий мусор. Поначалу фотограф их просто не замечает. Старайтесь, чтобы в кадре не было различных «некрасивостей»: железяк, труб, заборов, старых гнилых досок и прочего хла­ма. Если, конечно, все это не является авторской задумкой для фотоконкурса на экологическую тематику. Снимок должен быть композиционно уравновешен: много неба и моря — и вот уже на фотографии слишком много пустого простран­ства, которое не работает на замысел.
Обращайте внимание, чтобы из головы челове­ка ничего «не росло». Довольно часто на снимках за головой торчит фонарный столб, дерево, ветка и т. д.
Перед тем как сделать снимок, постарайтесь проследить, чтобы одежда сидела нормально, была чистой, на ней не было пятен, грязи. Просле­дите, чтобы на заднем плане не было посторонних людей.
Когда человек сидит, обращайте внимание на ноги. Можно попросить скрестить голени. Но си­туаций, когда модель кладет ногу на ногу лучше избегать, это портит кадр.

 

Крупный план
Неплохие и довольно интересные портреты получаются крупным планом, когда на фотогра­фии передано только лицо или даже часть лица (рис. 8.6). Можете смело убрать макушку, уши и оставить только глаза. Это ваше право — взгляд фотографа может быть оправдан в любом случае, когда человек на снимке хорошо узнаваем. Луч­ше показать характерный взгляд, чем мутный и невзрачный портрет во весь рост. При съемке портрета крупным планом возрастает изобра­зительная нагрузка на каждый элемент, все ста­новится важным. Поэтому косметика, прическа, небритость, морщины и т. д. будут хорошо за­метными. Продумайте, нужно ли что-то усилить или ослабить.

Например, вы делаете портрет во­левого решительного мужчины. Здесь совсем не помешают резкость и детализация. И наоборот, вы снимаете даму – в таком случае излишняя резкость, подчеркивающая фактуру кожи, совсем ни к чему, поэтому желательно смягчить портрет. Это можно сделать как в графическом редакторе на компьютере, так и при съемке. Лучше, конеч­но, использовать второй вариант. Возможность компьютерной обработки несколько расслабила фотографов. Многие стали снимать небрежно, рассчитывая довести снимок до ума на компьюте­ре. Приучите себя максимально решать фотогра­фические задачи при съемке.
На портрет очень влияют освещение и, конеч­но, оптика. Так, для съемки «мягкого» портрета можно снимать на диафрагме f2.8-f4, а если вы хотите добиться большой глубины резкости, прикройте диафрагму до f6.3-f8. Для съемки пор­трета хорошо подойдут объективы софтфокус, смягчающие картинку. Можно применить и спе­циальные смягчающие фотофильтры.
Групповые портреты
Групповой портрет снимать нужно так, чтобы люди стояли близко друг к другу и между их пле­чами не было просветов.
Высокие объекты должны располагаться не­много дальше, детей можно поставить на перед­ний план. Разумеется, в этом случае необходимо, чтобы все смотрели на фотографа. Когда кто-то зевает, смотрит в сторону или закрыл глаза, сни­мок уже неудачен, и его нужно сделать заново. Диафрагму следует зажимать так, чтобы кадр был резок по всему полю — f8 и больше. Выдержку установите не более 1/60 с, чтобы избежать «ше­веленки».
Ракурс
Конечно, портреты смотрятся замечательно, когда фотокамера расположена именно на уровне глаз модели. В таком случае получается прямой контакт с человеком, но это не всегда самое луч­шее решение. Есть десятки различных вариантов, и ваша задача — выбрать наиболее интересный и динамичный, чтобы показать человека с лучшей стороны. Вы можете снимать снизу, сверху или сбоку. Кроме того, у людей часто бывают недостат­ки: лысина, низкий лоб, крупный нос и т. д. Сни­мая, нужно стараться не акцентировать внимание на недостатках и, по возможности, скрывать их. Например, лысого человека можно попросить об­хватить голову руками, соединить руки «в замок» и таким образом прикрыть голову.
Если у модели очень маленькие глаза, снимайте с близкого расстояния, чтобы камера была ближе к глазам и немного сверху. Если нос с горбинкой, снимайте спереди. Человека с вытянутым лицом лучше снимать сверху, а с широким — снизу. Если нос большой, попытайтесь изменить точку съем­ки — немного ниже лица, модель при этом долж­на немного откинуть голову. Людей, склонных к полноте, не стоит снимать в профиль — нужно найти точку, при которой двойной подбородок незаметен. За лысеющим человеком расположите темную ткань или подберите темный фон — лоб и голова будут темнее .
Будьте всегда деликатны и уважайте людей, тщательно скрывайте на снимках их недостатки. Например, если снимаете пожилых людей, не делайте это с близкого расстояния, крупным планом, чтобы все морщинки и фактура кожи выступали на передний план и напоминали о возрасте. Если не снимаете специально старость как таковую, сделайте так, чтобы снимок не был слишком рез­ким, смягчите его. Для этого раскройте диафрагму шире (f2-f4) и не снимайте в жестком свете.
Освещение
Успех портрета зависит от света. Свет — важ­нейшая его составляющая. При каком свете сни­мать? Самое лучшее освещение — это дневной свет. Вы можете выставить минимальное значе­ние чувствительности 100 ISO и даже 50 ISO, если позволяет камера. Низкая чувствительность обе­спечивает более качественное и детализирован­ное изображение, лучшие тональные переходы, чистые и сочные цвета.
Чем выше чувствительность ISO, тем грубее и «грязнее» изображение, которое проигрывает по приближенности к оригиналу. Поэтому опреде­лите максимально допустимую чувствительность камеры, при которой кожа не выглядит как серая наждачная бумага.
Иногда чувствительность умышленно завы­шается, чтобы искусственно создать эффект зер­нистой пленки для черно-белой фотографии. Но это, скорее, исключение.
Даже если освещения достаточно для съемки с рук, лучше установите камеру на штатив и по­просите модель не двигаться. Резкость и четкость

снимка от этого выиграют, но все должно быть в разумных пределах. Даже если камера укрепле­на на штативе, очень длинная выдержка не помо­жет — живой человек все равно делает какие-то незаметные движения. Если в камере или объек­тиве есть стабилизация, обязательно используйте эту возможность — снимок выиграет по микро­резкости.
В какое время снимать? Днем? Самое плохое время — это середина солнечного дня, полдень. Солнце находится высоко, свет ослепительно яркий, а тени получаются резкими и глубокими. При съемке в тени лица почти черные. В таких случаях нужно включать режим заполняющей вспышки. Она позволит сильно смягчить тени и сделать лицо равномерно освещенным. Если есть возможность, снимайте утром или ближе к вече­ру, когда солнечный свет становится мягким. Это самое удачное время. Очень хороши условия для фотосъемки и в пасмурную погоду. Равномерное мягкое освещение способствует получению хоро­шо проработанных портретов. Но и тогда часто желательно использовать заполняющую вспыш­ку, особенно если на улице темновато.
Если снимаете портрет в помещении, старай­тесь днем использовать свет из окна. Откройте шторы, встаньте спиной к окну так, чтобы свет из окна падал на модель. Свет от встроенной вспышки — не самое лучшее решение для съем­ки портретов в помещении. Нужно учитывать, что с расстояния ближе одного метра встроенная вспышка превращает лицо в белый плоский блин. При съемке с расстояния 3-6 метров, в зависимо­сти от модели камеры, встроенная вспышка уже практически бесполезна. Поэтому в ресторанах, банкетных залах, домах торжеств не надо снимать портреты со встроенной вспышкой на больших расстояниях, особенно с применением зума. Вы получите намного более качественный результат при съемке с использованием дополнительной внешней вспышки. Для портретов в помещении это оптимальное решение. Разумеется, самый лучший результат обеспечат профессиональные осветительные приборы, но это очень дорого, да и неудобно. Внешняя вспышка — достаточно не­дорогое и в то же время легкое и компактное ре­шение вопроса освещения. Снимки будут заметно лучше, чем со встроенной вспышкой. Лучше, ког­да внешняя вспышка снабжена поворотной го­ловкой, тогда можно «выстрелить» ею в потолок, чтобы получить равномерное рассеянное освеще­ние. Но когда потолки очень высокие, цветные и имеют неровную форму, они поглощают свет от вспышки. В таких случаях нужно наклонить го­ловку блица в сторону человека. Старайтесь не направлять ее в лоб.
Снимая портрет ночью, для подсветки модели можно использовать фонарик.
В творческом плане нет никаких ограничений: если есть модель, значит, должна созреть и фото­графия. Как это будет сделано — решать вам. Ино­гда можно сделать самую удачную фотографию, нарушив все правила. И только тогда этот снимок понравится. Правда, для этого нужно очень хорошо знать правила и уметь их применять на практике. Но, зная правила, смело их нарушайте: экспериментируйте, пробуйте, иначе не добьетесь движения вперед. Ведь кто-то должен открывать новые горизонты.
Основывайтесь на внутреннем видении, на том, что подсказывает подсознание. Если внутри все протестует, так поступать не нужно — ищи­те другую композицию, свет, ракурс, перебирай­те варианты, делайте серии снимков. Если фото­графия вам нравится, вызывает желание долго ее рассматривать, вы на правильном пути.
При съемке портретов ощущаются все преи­мущества цифровых технологий. Не приходится ждать, пока проявленную пленку вернут из лабо­ратории, результат вы сразу видите на дисплее, и, если он не нравится, можно сразу переснять кадр. Не стоит ограничиваться одним кадром — всегда полезно сделать несколько снимков, а затем ото­брать лучший из них. Кто-то получится с закры­тыми глазами, кто-то отвернется, изображение может оказаться недостаточно четким, что не сра­зу увидишь на ЖК-дисплее, и т. д. В связи с этим всегда стоит делать дубли.
В большинстве цифровых камер есть режим портретной съемки — на практике он часто дает неплохой результат. И если у вас еще нет навыков ручной съемки, бесспорно, лучше использовать портретный режим. Разумеется, более гибкие воз­можности и полный контроль обеспечивает ре­жим ручной съемки, когда вы можете установить нужную диафрагму, выдержку, чувствительность. Для портретной съемки цифровой зеркальной камерой подходят так называемые фиксы — объ­ективы с фиксированным фокусным расстоянием 85 и 100 мм, а также 135, 150, 180 и 200 мм. При этом нужно учитывать, что при использовании их на цифровых камерах с «кропнутой» матри­цей фокусные расстояния увеличиваются. Соот­ветственно, необходимо рассчитывать габари­ты помещения, где будет производиться съемка. Зумы обеспечат менее качественный результат, но пользоваться ими, несомненно, удобнее, особенно когда нет времени и возможности отойти дальше, или во время репортажа, экскурсии и т. д.
Из зумов наиболее предпочтительны объек­тивы с фокусными расстояниями 70-200 мм. Все остальное — дело вкуса и финансовых возмож­ностей, но есть и откровенно плохие объективы. Поэтому перед покупкой посмотрите в Интернете тестовые снимки, примеры, пообщайтесь на фо­румах и только после этого покупайте.
Для съемки крупноплановых портретов хоро­шо подойдут светосильные телеобъективы с фо­кусными расстояниями 70-200 мм и фиксирован­ными фокусными расстояниями 85 и 135 мм.
Если при съемке портретов «на автомате» результат вас не устраивает, а с ручными настройками возникают проблемы, можно сде­лать автобрекетинг — серию снимков с разной экспозицией, — а затем отобрать лучший. Цвет кожи у людей неодинаков: у кого-то — светлее, у кого-то — темнее, поэтому поверхность кожи по-разному отражает свет. В связи с этим требуется вносить экспокоррекцию, чтобы цвет кожи на снимке получился естественным.
Возможности современного программного обеспечения огромны. С их помощью можно су­щественно улучшить снимки: исправить неудач­ную экспозицию, сделать кадр резче или мягче, выправить тени, из нескольких кадров скомпоно­вать один, убрать все лишнее. И даже волшебным образом изменить возраст — сделать лицо моло­дым и красивым. Современные программы позво­ляют переодеть модель в другую одежду, изменить прическу и даже мимику.
Неисправимо только одно — пересвеченные и смазанные фотографии остается лишь удалить. Но не спешите сразу удалять все неудачные сним­ки. Они еще могут пригодиться вам, причем не только для анализа собственных ошибок. Неред­ко неудачный снимок можно вполне удачно об­работать в редакторе, умело применив фильтры, различные эффекты, — и тогда фотография пре­вратится в фотокартину, очень удачный стилизо­ванный художественный портрет.
Снимайте больше — и ваши снимки с каждым разом будут улучшаться. Фотографируйте посто­янно, благо с «цифровиком» не нужно экономить на пленке. Учитесь на примерах хороших работ. Внимательно рассматривайте работы мастеров — фотографов, художников, скульпторов. Учитесь, но при этом старайтесь искать свой путь в фото­графии. Помните о главном: человек, которого вы снимаете, требует внимания. Подчеркивайте и усиливайте его индивидуальность. Исправить на компьютере можно практически все, кроме без­различного взгляда.

 

Совет:
Не пытайтесь чрезмерно увеличить светочув­ствительность, чтобы на фотографии не прояви­лись шумы.

Оцените статью
Научим
Добавить комментарий