Советы фотографу — Снимаем пейзаж зимой

Советы фотографу

 

Съемка пейзажа в зимнее время
С наступлением холодов жизнь не замирает и не стоит упаковывать фото снаряжение до луч­ших времен. Очарование заснеженной природы подарят яркие, запоминающиеся фотографии. Воруг можно заметить отличные сюжеты для съем­ки. Снимая зимой на природе, вы получите мно­го удовольствия, а красочные фотографии будут стоить затраченных усилий! Только одевайтесь теплее и основательно подготовьтесь к съемке.
Подготовка
Минусовая температура и снег — не самые лучшие условия для цифровой фототехники. При низкой температуре аккумуляторы существенно теряют емкость, поэтому постарайтесь взять с собой запасные. По возможности держите их до съемки в тепле. Когда аккумулятор уже садится, его можно отогреть в кармане и он еще немного поработает. Если поход предстоит длительный, можно взять внешний аккумулятор повышенной емкости, например Quantum Turbo Battery. Однако весит он немало.

Восприимчив к зимним холодам и ЖК-дисплей камеры. Теряется яркость, контрастность, возмож­ны даже искажения цветопередачи. На сильном морозе он может вообще отказать. Хорошо, если в камере имеется оптический видоискатель. Часто в незеркальных камерах используется электронный видоискатель — это тоже ЖК-матрица, которая подвержена снижению яркости и контрастности. Но он, по крайней мере, защищен от боковой за­светки, поэтому даже при низкой температуре по такому видоискателю вполне можно скомпоно­вать кадр

Некоторые карты памяти могут не работать при сильном холоде. Однако есть выход — карты, рассчитанные на экстремальные условия. По воз­можности, нужно брать с собой запасную карточ­ку памяти. Не стоит особо надеяться на внешние накопители типа X-drive. Аккумулятор подобного устройства на холоде «садится» очень быстро и не позволит полностью использовать емкость встро­енного жесткого диска.
Для матрицы цифровой камеры холод — это идеальные условия. «Шумы» на изображении ста­новятся минимальными.

Если снимается не больше пары-тройки ка­дров, камеру можно держать за пазухой и вы­нимать, только чтобы сделать снимок. Если вы снимаете минут десять и более, камера промер­зает основательно. Стоит только спрятать ее за пазуху, как на камере и внутри ее сразу образует­ся конденсат. При повторном фотографировании аппарат снова окажется на холоде, и так несколь­ко раз. В электрической схеме могут произойти сбои и даже замыкания. В таких случаях нужно прятать фотоаппарат в сумку — камера не будет подвержена сильным температурным перепадам, а влажность в сумке будет такая же, как на улице. Естественно, сумка должна быть качественной, чтобы в нее не попал снег. В очень сильный мороз камеру стоит дополнительно обернуть теплой тканью.
В инструкции к каждой камере указана пре­дельно допустимая минимальная температура. Фотоаппараты от таких известных производите­лей, как Canon и Nikon, отлично переносят зим­ние морозы.
Обязательно нужно приготовить перчатки. Специальные фотоперчатки с рабочей стороны покрыты прорезиненными пупырышками, благо­даря которым техника не выскальзывает из рук. К тому же в таких перчатках удобно работать. Одежда должна быть свободной, чтобы в переры­вах можно было отогреть руки.
Старайтесь не менять объектив на холоде: снег и влага могут попасть на матрицу и обратную сто­рону объектива. Не стоит рисковать дорогой фото­техникой. Если есть вторая камера, возьмите и ее с собой, установив второй объектив. Обязательно наденьте на объективы защитные фильтры.
Приготовьте кисточку для чистки камеры от снега. Не сдувайте снежинки — линза объектива сразу запотеет. Крышку объектива лучше спря­тать в сумку или карман. В перчатках надеть ее на объектив проблематично, а вот потерять в сугро­бах — очень просто. Хорошо иметь при себе поли­этиленовый пакет. Им удобно прикрывать камеру, чтобы снег с деревьев не попадал на нее.
Не приближайте видоискатель камеры к глазу вплотную — кожа может примерзнуть, и видоиска­тель сразу запотеет, а стекло покроется инеем. По­лезна насадка для окуляра. Старайтесь не дышать на камеру, чтобы на корпусе не оседала влага.
Большую камеру не стоит вешать на плечо. Ее можно уронить в снег или разбить.
Если вы будете ночевать в палатке, сразу после окончания съемки поместите камеру в герметич­ный пакет и уберите в кофр. В противном случае она запотеет. Будет еще лучше, если в пакет вы по­ложите силикагель для поглощения влаги. Утром не снимайте в палатке — на объективе появится конденсат.
Закончив съемку, не включайте камеру сразу. Дайте ей два часа, чтобы «отогреться», а лучше пусть она отлежится в кофре/рюкзаке еще доль­ше. Время для отогревания камеры подсчитыва-ется из расчета один час на 20°. Если на улице -20, а дома +20, понадобится два часа.
Не ускоряйте процесс отогревания феном или отопительными приборами.

Как снимать зимой
Зимой световой день короток, поэтому тща­тельно распланируйте время. Постарайтесь вы­брать солнечный день, когда на улице несильный мороз. Вы можете пройтись по парку, вокруг озе­ра или по опушке леса, где найдете много инте­ресных сюжетов. Покормите белок, птиц. Зимой животным практически нечего есть, и они близко подходят к людям.
Зимой освещенность выше. На фоне снега объ­ект съемки очень контрастен, так что съемка на снегу похожа на съемку в контровом свете. Если на фоне снега вы снимаете птицу, можно установить экспокоррекцию и центровзвешенный экспоза­мер, тогда снег проработается хорошо. Старай­тесь, чтобы объект был хорошо освещен с вашей стороны. Если освещение боковое, «вытянуть» недоосвещенный объект можно в графическом редакторе, но правильной экспозиции во время съемки графический редактор не заменит. Не до­веряйте выбор экспозиции автоматике — краси­вые зимние пейзажи могут получиться серыми, если не установить экспокоррекцию. Достаточно +1,5-2 ступени, чтобы зимний пейзаж из унылой серой картинки превратился в настоящую сказку.
При съемке птиц и животных на «зуме» ста­райтесь сделать фон максимально размытым, что­бы выделить объекты на фоне деревьев, темных веток.
Для съемки пейзажа самое удачное время — утро и вечер (рис. 10.25). Реже удачные кадры можно снять и при полуденном освещении. Когда солнце низко над горизонтом, отлично прораба­тывается фактура, длинные тени создают объем. Утром и вечером освещение мягкое, появляется масса оттенков и сине-белый мир превращается в разноцветную сказку.

Очень интересные эффекты можно получить, используя направленное освещение. Когда ис­точник света сбоку и немного спереди, гамма от­тенков становится разнообразнее, и пейзаж при­обретает пространственность. Старайтесь искать интересное освещение, ведь главное в фотогра­фии — игра света.
Освещенный сзади или сбоку снежный сугроб становится объемным, отбрасывая длинные и красивые тени. Чтобы снять сказоч­ное «хрустальное» дерево, нужно расположиться против солнца, тогда обледеневшие ветки отлично проработаются на снимке. Только что выпавший снег создает красивые эффекты при съемке сцены в условиях контрового освещения. Таким объектом может быть лыжник, съезжающий со склона, или снег, лежащий на замерзших ветках деревьев. При съемке против солнца нужно быть предельно осторожным, поскольку можно повредить матри­цу фотокамеры! Наденьте на объектив длинную бленду или заслоните верхнюю часть объектива, чтобы в кадре не появились блики.
Старайтесь найти интересные детали и ори­гинальные композиционные решения кадра. Фотографии, сделанные зимой, сильно выигрывают, поскольку в них выделены геометрические линии, которые создают стволы деревьев, — они сильно контрастируют с волни­стыми очертаниями сползших снежных «шапок» и причудливых изломов светлых веток деревьев. Выстраивайте композицию, чтобы подчеркнуть привлекательные детали. Не перегружайте кадр лишними элементами, множеством деталей. По­старайтесь подойти к объекту на такое расстоя­ние, чтобы он заполнил основную часть кадра. Акцентируйте внимание на ярко окрашенном или имеющем привлекательную форму предмете.

Когда солнце заходит, также есть что снять. Вы можете сделать прекрасную картину: освещенный лунным светом заснеженный пейзаж. При этом не используйте вспышку (она совершенно не нужна), лучше установите длительную выдержку. Отлич­ные снимки можно сделать ночью, когда медлен­но падает снег. Снимать такие пейзажи нужно на высокой светочувствительности (ISO = 200, 400). Пробуйте использовать большие выдержки при максимальном отверстии диафрагмы. Конечно, для такой съемки необходим устойчивый штатив.
Очень важно правильно установить экспо­зицию, детали в темных и светлых участках не должны теряться. Матрица цифровой фотокаме­ры не может передать всю ширину тонального диапазона зимней природы. Автоматика обычно не справляется с такой задачей. Во многих каме­рах есть сюжетный режим Пляж/Снег, в котором удачно прорабатываются большие светлые участ­ки кадра. Интегральный экспозамер камеры со съемкой зимнего пейзажа не справится. В данном случае лучше выбрать точечный экспозамер, ис­пользуя блокировку экспозиции АЕ Lock.
Все достаточно просто: установите точечный экспозамер, наведите камеру на предмет съемки, располагая его в центре кадра. Наполовину на­жмите кнопку спуска. Автоматика определит экс­позицию для центрального объекта без учета яр­кости фона, полученное значение зафиксируется. Придерживая кнопку, перекомпонуйте кадр и сде­лайте снимок. Поэкспериментируйте со вспыш­кой — подсветите передний план.

Нужно помнить, что действие встроенной вспышки цифровой фотокамеры ограничивает­ся несколькими метрами. В морозные солнечные дни яркое освещение поможет снять великолеп­ные кадры.
В пасмурный зимний день снимайте портре­ты. Модель не будет прищуриваться на солнце,а мягкий рассеянный свет позволит проработать все детали. Когда небо затянуто серыми облака­ми, пейзажи снимать не стоит — изображение на снимках потеряет объем, и фотография будет не­выразительной.
Придать новое качество зимним снимкам мож­но с помощью светофильтров. Чистый снег очень хорошо отражает солнечные лучи. Рекомендует­ся также применять специальные светофильтры. «Небесный» (skylight) светофильтр на объективе в снежную погоду выполняет две функции: защи­щает линзу объектива и фильтрует синюю часть спектра, преобладающую в сюжетах со снежным фоном. Поляризационный фильтр добавляет на­сыщенности краскам, позволяет смягчить интен­сивность света, отражаемого от снега или льда, и лучше проработать детали. Поляризационные светофильтры передают темно-синее небо. На оправы фильтров иногда наносится шкала или точки для помощи в установке нужного угла. Определить результат, который даст фильтр, мож­но по стрелкам наручных часов. Например, когда солнце над головой, эффект будет наблюдаться в диапазоне «от 2 до 6 ч», а минимальный эффект — в районе «от 3 до 9 ч».

После вращения фильтра зона максимального эффекта будет находиться примерно в 90° от на­чального положения. При повороте на 180° изо­бражение вернется в тот же вид, что и в начальном положении. Однако эти светофильтры не меняют передачу участков неба рядом с солнцем, а также сильно удаленных от солнца. Перед съемкой опре­делите, влияет ли поляризационный светофильтр на цвет и насыщенность, посмотрев через него.
Если вы прикрутили на объектив поляри­зационный светофильтр, увеличьте выдержку примерно на 1-2 ступени. Угол поворота линзы светофильтра или объекта съемки не имеет зна­чения — увеличивать выдержку все равно надо. Связано это с тем, что светофильтры задержива­ют определенную часть света.

Обычно на оправе фильтра указана крат­ность — коэффициент увеличения экспозиции. От кратности зависит коррекция, которую необходимо ввести. Для фотоаппаратов с TTL-замером кратность не столь существенна, ведь в них заме­ряется свет, «просеянный» светофильтром.
При установке на объектив двух или трех све­тофильтров их кратность перемножается. Если вы установили два фильтра кратностью 2, экспо­зицию нужно увеличить в четыре раза. Фильтр, поглощающий половину падающего света, имеет коэффициент поглощения 2, поправка на экспо­зицию составит одну ступень. При увеличении выдержки или диафрагмы на ближайшее значе­ние количество света увеличивается вдвое.
«Звездный» светофильтр добавит лучистый ореол любому точечному источнику света, как это можно наблюдать, глядя на освещенную ново­годнюю елку или сверкающие в лучах солнца кри­сталлики льда. Простые цветные светофильтры могут привести к другим удивительным эффек­там. В результате можно получить красный или зеленый снег.

 

Совет:
Для съемки животных предпочтительнее все­го камера с длиннофокусным объективом.

Оцените статью
Научим
Добавить комментарий