Советы фотографу — Снимаем животных

Советы фотографу

 

Трудно найти человека, которого животные оставляли бы равнодушным. Фотографии живот­ных несут в себе большой заряд положительных эмоций .
Фотосъемка животных — прекрасная возмож­ность сделать интересные кадры, найти выигрыш­ные сюжеты.
Прихватив в зоопарк фотокамеру, воспомина­ния можно сохранить надолго, а самые удачные и оригинальные снимки станут предметом гордо­сти и украсят интерьер. Но для достижения до­стойного результата надо знать о некоторых осо­бенностях фотоохоты.
Фототехника
Для съемки животных предпочтительнее все­го камера с длиннофокусным объективом, так что неплохим выбором будут компактные ультра-зумы.
Многие животные постоянно находятся в дви­жении, поэтому на длинных выдержках изобра­жение получается смазанным даже с включенной стабилизацией. Так что придется довольствовать­ся короткими выдержками, а в таком случае пред­почтительнее иметь аппарат с хорошим запасом светочувствительности.
С учетом непоседливости «фотомоделей», тех­ника, конечно, должна быть быстрой, работать с минимальными задержками и оперативно за­писывать снимки на карту памяти. Чем быстрее срабатывает затвор, тем лучше, так что «медлен­ные» компакты — в данном случае далеко не луч­ший выбор. Подойдут современные скоростные компактные камеры. Важна также «скорострель­ность», то есть возможность камеры снимать се­риями. Очень трудно бывает поймать в движении животного подходящий кадр. Можно все рассчи­тать и постараться предугадать, но камера зафик­сирует не совсем удачный момент. Поэтому если камера способна сделать серию снимков, то чем больше кадров в серии, тем выше вероятность ин­тересного кадра.
Что же до современных «зеркалок», то они все довольно быстры. Кроме того, скорость автофо­кусировки можно увеличить за счет ультразвуко­вого мотора на сменной оптике.
Владельцам «зеркалок» в зоопарк и на фото­охоту лучше всего отправляться с «телевиком». Пригодится объектив с фокусными расстояниями 70-200 мм в эквиваленте для 35-миллиметровой камеры, но 200 мм зачастую оказывается недо­статочно, поэтому лучше делать ставку на оптику 70-300 мм или 100-300 мм.
Чтобы крупным планом запечатлеть птиц, понадобится объектив с фокусным расстоянием 400 мм, так что в этом отношении удобны зумы 80-400, 100-400, 50-500 мм . Правда, лучшие результаты даст объектив с фиксиро­ванным фокусным расстоянием, но, если «охо­титься» не только за мелкими зверями и птица­ми, работать с ним весьма затруднительно. Так что «фикс» 400 мм можно посоветовать в ка­честве дополнения к объективу 70-200 мм или 70-300 мм.
При съемке зверей и птиц очень важны высо­кая детализация, резкость и точная цветопереда­ча, так что, если камера позволяет, используйте формат RAW — это даст больше возможностей при обработке снимков. Всегда снимайте с макси­мальным качеством (меньшей степенью сжатия) и на большем разрешении.
Подготовка к съемке
Лучше, конечно, отправляться в зоопарк в буд­ний день — в выходные гораздо больше народу, и зачастую не то что занять удачное место, но и просто подобраться к вольеру или клетке ока­зывается непросто .
Оптимальное время для съемок — сразу после открытия зоопарка, когда посетителей немного, а животные еще не успели устать от людей. Кстати, если на улице холодно или льет дождь, не стоит отказываться от своих планов — посетителей та­кая погода отпугивает, а вот белые медведи, волки и львы, наоборот, могут выбраться из укрытий, где обычно дремлют в жару, спасаясь от солнца и зе­вак. Верблюды и страусы, как правило, в жаркую погоду ведут себя более активно.
Отправляясь в путь, выполните все необходи­мые приготовления: прочистите линзу объектива, возьмите с собой чистящий карандаш или специ­альную салфетку, зарядите аккумулятор и про­верьте карты памяти. Не забудьте про корм для животных.

Как снимать
Если животное спит, лучше не поддаваться со­блазну и сэкономить кадр: с закрытыми глазами, в лежачем положении оно хоть и получится четко, но, скорее всего, ничего интересного на этом снимке не будет.
Постарайтесь дождаться часа кормления (если это разрешено, можно угостить животное само­му) — наблюдать и снимать зверей «за обедом» особенно интересно. На запах еды они очень охотно выбираются из своих домиков, а если у вас есть что-то вкусненькое (и не запрещенное пра­вилами), появляется шанс их заинтересовать и выйти на контакт. Лучше всего фотографировать животное в то время, когда ваш спутник его уго­щает, – проще будет поймать взгляд в объектив .
Все звери, как и люди, ведут себя по-разному: за беспокойной обезьянкой или белочкой прихо­дится долго гоняться, а флегматичный верблюд или страус может и попозировать.
В первом случае при съемке медленной каме­рой придется прибегнуть к хитростям.
Если тигр нервно мечется по клетке, бесполез­но водить камерой вслед: в лучшем случае в кадр попадет только его часть, и хорошо, если не сма­занная.
В таком случае нужно установить камеру в се­рийный режим и снимать по нескольку кадров за раз.
Второй вариант — навести камеру на одну из точек траектории, по которой движется непо­седа, и нажать спуск наполовину, чтобы камера сфокусировалась. А потом ждать, пока беспокой­ное существо не вбежит в кадр, и жать кнопку до конца.
Выдержка и экспозиция
Получить четкие снимки движущихся объ­ектов можно только при малой выдержке. Ни штатив, ни включение стабилизации тут не помо­гут, так что старайтесь устанавливать выдержки 1/250-1/500 с и короче.
Эмпирическое правило гласит, что выдержка не должна превышать величину, обратную фо­кусному расстоянию, а на практике лучше всего, когда выдержка меньше ее раз в пять. Еще одно слагаемое успеха — стоять ровно, не трясти каме­ру во время съемки и не торопиться, ведь снять на бегу хороший кадр очень сложно. Автоматика в таких условиях, скорее всего, спасует, так что о режиме Авто лучше забыть. Гораздо полезнее будет сюжетная программа Спорт, а еще лучше — режим приоритета выдержки, TV. Полностью руч­ная съемка позволит гораздо точнее контролиро­вать процесс.
Как правило, экспоавтоматика усредняет про­работку деталей в кадре, и при высоком контрасте может понадобиться вмешательство в настройки. Так, если объект интереса имеет белый окрас (на­пример, лебедь или белый медведь), установите отрицательную экспопоправку, иначе на снимке не получится ни перьев, ни шерсти, а лишь сплош­ное выбеленное пятно. И, наоборот, черные звери и птицы (пантеры, вороны, медведи) требуют по­ложительной экспопоправки.
Снимаем сквозь клетку
Любое животное за решеткой, как и человек, на редкость не фотогенично. Так что не стоит фотографировать зверя издали вместе с клеткой, надо подбираться ближе (но никогда не пренебре­гать правилами безопасности и всегда соблюдать осторожность).
Внешне невинные птицы прицельно клюются, метя в лицо, руки и объектив, обезьяны иногда норовят схватить и укусить, и т. д. . Луч­ше всего, если в наличии имеются спутники, ко­торые наблюдают за объектами съемки и преду­преждают, когда кто-то из них делает попытку приблизиться. Но при этом нельзя забывать, что скорость реакции у наблюдаемых гораздо выше, чем у наблюдателей.
Если ситуация позволяет, объектив компакт­ной камеры (с «зеркалкой» такой фокус вряд ли получится) можно просунуть в ячейку клетки . Бленду лучше снять заранее — если, конечно, вы сами не предполагали ее выкинуть.
Другой прием предполагает использова­ние оптического зума. Сняв бленду и приставив объектив вплотную к клетке, надо максимально открыть диафрагму. Передний план потеряет рез­кость, и прутья клетки станут менее заметными .
Поэкспериментировав с углом наклона каме­ры, можно найти положение, когда прутья прак­тически исчезнут (лучше, чтобы они проходили не по центру, а по краям кадра).
ГРИП при съемке на длинном фокусе будет меньше, и четким получится только животное или его мордочка, а второстепенные детали размоют­ся (впрочем, задник клетки, посуда, остатки еды и клочья шерсти вряд ли украсят художественное фото).
В идеале фокусироваться надо на глазах жи­вотных — даже если часть будет нечеткой, а глаза останутся в фокусе, снимок все равно окажется удачным .

Компоновка кадра
Компоновать снимок надо так, чтобы макси­мально скрыть антураж зоопарка, оставив за гра­ницами кадра все лишнее. Изобилия пустого пространства тоже быть не должно — лучше взять животное крупным пла­ном. В то же время по линии взгляда объекта надо оставить немного свободного пространства, а при крупных планах нужен запас для кадрирования и печати.
При выстраивании кадра стоит ориентиро­ваться на пропорции животного: если композиция тяготеет к вертикали, целесообразнее развернуть камеруи сделать вертикальный кадр (рис. 11.9).
Избегайте при этом «срезанных» ног — в идеа­ле внизу должно быть видно землю, чтобы живот­ное не «висело» в воздухе.
Освещение
Даже в солнечную погоду в зоопарке обычно мало света. Вспышкой лучше не пользоваться — ее яркий свет пугает и раздражает животных, к тому же из-за нее зрачки у большинства млеко­питающих получаются светящимися, причем раз­ным цветом, да и вообще прямой жесткий свет часто портит кадр.
Однако при контровом свете без заполняющей вспышки обойтись трудно, так что, если ее все-таки приходится включить, поверх стоит прикле­ить скотчем кусочек салфетки или белой бумаги, чтобы рассеять свет. В солнечный день стоит пой­мать момент, когда свет падает на животное сбоку (если, конечно, это возможно),. Такое освещение подчеркивает фактуру, и тени стано­вятся выразительными.
Как получить интересные снимки
Чтобы получить интересные снимки, следуйте перечисленным ниже правилам.
1. Не спешите сразу уходить от клетки, сняв единственный кадр, — всегда делайте дубли.
2. Делайте портреты ! Сфотографируй­те крупным планом голову животного, стараясь, чтобы она заняла большую часть кадра. Прежде чем нажать спуск, постарайтесь исключить ненужные и отвлекающие элементы: посторонние яркие цветовые пятна, ограду и т. д. Вручную установите большую диафрагму или режим Портрет, чтобы максимально размыть фон.
3. Ловите моменты для жанровых снимков, фото­графируйте зверей, когда они резвятся и игра­ют друг с другом.
4. Не ограничивайтесь одними животными — нередко случаются интересные сценки с уча­стием людей.
5. В зоопарке интересны не только животные: внимательный фотограф найдет массу сюже­тов с участием людей, цветов, узоров света и тени и т. д.
Нередко с первого раза не удается сделать удачные кадры: в этом случае полезно вернуться к клетке с животным позже.
Если люди, с которым вы пришли в зоопарк, уже устали от ходьбы, шума, суеты и торопят вас, а вы считаете, что можно еще поснимать, пусть ваши знакомые посидят в кафе, отдохнут. А вы тем временем сделаете снимки, которые заду­мали.
Часто со второго раза удается сделать более интересные кадры. Особенно если вы уже про­смотрели на ЖК-дисплее результаты своих тру­дов и увидели, что именно снято не так.
Наблюдать за животными интересно и увлека­тельно.
зложенные выше правила не так слож­ны, и если им следовать, то даже начинающему фотографу-анималисту удастся увековечить свои впечатления .
Фотографируем домашних животных
Фотографировать домашних животных не ме­нее увлекательно, чем снимать людей. Ведь они полноценные члены семьи, которые дарят людям свою любовь!
Замечательно, если животное находится в не­подвижном состоянии, тогда вы можете использовать длинные выдержки и оптическую стаби­лизацию. Такой снимок будет уравновешенным, вызывать спокойствие.
Если же животное находится в движении, по­могут светосила объектива, короткая выдержка и высокая чувствительность.
Продумайте съемку так, чтобы света оказалось достаточно. Если представляется возможным, снимайте в светлое время дня, используя свет из окна. А лучше выйдите на улицу погулять и за­одно поснимать.
В. вечернее время вы можете установить бо­лее мощные лампочки, использовать внешнюю вспышку, направленную в потолок.
Встроенная вспышка или вспышка, направ­ленная в глаза животного, крайне не рекомендуется. Вы сделаете больно своему любимцу — у жи­вотных глаза более чувствительны к свету, чем у человека, — и окончательно испортите снимок. Вспышка может напугать животное. Плоский, от­беленный кадр с жесткими черными тенями го­дится только для удаления, поэтому даже не стоит включать встроенную вспышку — забудьте о том, что она есть. Лучше продумайте, как добавить до­полнительное освещение. Снимок, сделанный в момент, когда животное резвится, будет динамич­ным, излучающим большой заряд энергии, подни­мающим настроение.
Выигрышны низкие точки съемки, когда до­машнее животное находится на уровне взгляда зрителя.
Всегда фокусируйтесь по глазам, не забывайте, что они должны оказаться в фокусе.
Чтобы поймать удачный момент, вам придется понаблюдать за животным с камерой в руках. За­паситесь терпением — и вы получите интересные снимки.
Полезно представить себе, какую картину вы хотите получить на снимке, нарисуйте в своем воображении будущий кадр. Снять задуманное будет легче, так как вы знаете повадки и характер своего питомца.
Снимать широкоугольным объективом с близ­кого расстояния можно, если это необходимо для художественных целей. Широкоугольный объек­тив пригодится и для съемки общих планов, осо­бенно на улице.
Для основной съемки лучше использовать те­леобъектив или универсальный объектив в теле­положении.
Животные ведут себя как маленькие дети. Приготовьте им какую-нибудь игрушку, а также не забудьте кормить во время съемки. Вы, на­верняка, знаете, что ваш любимец предпочитает. Перед тем как фотографировать животное, по­кормите его, иначе все мысли у него будут направлены на желудок — «голодный» вид не укра­сит фотографию.
Когда будете снимать животных — никаких духов или одеколона, яркой одежды.
Перед тем как приступить к съемке незнако­мого животного, потратьте немного времени, по­знакомьтесь с ним ближе. Дайте ему время привы­кнуть к вам.
В общих случаях желательно продумать и за­ранее обустроить место съемки, чтобы вас там все устраивало.
Приготовьте все необходимое заранее и убе­рите все лишнее. При этом желательно не ис­пользовать неестественный и надуманный фон, например, лист ватмана или ядовитого цвета бу­магу, пластик. Если вместо него будет привычная поверхность — диван, ковер или трава, песок, ас­фальт, — это намного лучше.
Снимая животных, старайтесь не показывать «срезанные» руки хозяина. Можно и нужно сни­мать животных вместе с хозяином, другими чле­нами семьи, да и просто знакомыми. При этом скомпонуйте кадр так, чтобы животное все же было на первом плане, в центре внимания и не «потерялось» на фоне людей. Животные всегда разные, их настроение и поведение также не всег­да одинаковы, поэтому вы можете сделать разные снимки в разное время . Экспериментируйте с ракурсами, наклоном камеры, масштабом, освещением, попробуйте дополнить кадр каким-нибудь элементом: игрушкой, миской с едой, другим животным и т. д.
Все снимки, сделанные с верхней точки, будут малоинтересными, съемка на уровне глаз намного интереснее.
Неплохо привлечь помощника — ассистента. Кто-то из членов семьи, друзей может придержать животное, подержать осветитель, отражатель, играть с животным, привлекать его внимание, кормить и т. д.

 

Совет:
Чтобы сделать качественный макроснимок, желательно иметь зеркальную камеру и специ­альный макрообъектив.

 

Оцените статью
Научим
Добавить комментарий