Трудно найти человека, которого животные оставляли бы равнодушным. Фотографии животных несут в себе большой заряд положительных эмоций .
Фотосъемка животных — прекрасная возможность сделать интересные кадры, найти выигрышные сюжеты.
Прихватив в зоопарк фотокамеру, воспоминания можно сохранить надолго, а самые удачные и оригинальные снимки станут предметом гордости и украсят интерьер. Но для достижения достойного результата надо знать о некоторых особенностях фотоохоты.
Фототехника
Для съемки животных предпочтительнее всего камера с длиннофокусным объективом, так что неплохим выбором будут компактные ультра-зумы.
Многие животные постоянно находятся в движении, поэтому на длинных выдержках изображение получается смазанным даже с включенной стабилизацией. Так что придется довольствоваться короткими выдержками, а в таком случае предпочтительнее иметь аппарат с хорошим запасом светочувствительности.
С учетом непоседливости «фотомоделей», техника, конечно, должна быть быстрой, работать с минимальными задержками и оперативно записывать снимки на карту памяти. Чем быстрее срабатывает затвор, тем лучше, так что «медленные» компакты — в данном случае далеко не лучший выбор. Подойдут современные скоростные компактные камеры. Важна также «скорострельность», то есть возможность камеры снимать сериями. Очень трудно бывает поймать в движении животного подходящий кадр. Можно все рассчитать и постараться предугадать, но камера зафиксирует не совсем удачный момент. Поэтому если камера способна сделать серию снимков, то чем больше кадров в серии, тем выше вероятность интересного кадра.
Что же до современных «зеркалок», то они все довольно быстры. Кроме того, скорость автофокусировки можно увеличить за счет ультразвукового мотора на сменной оптике.
Владельцам «зеркалок» в зоопарк и на фотоохоту лучше всего отправляться с «телевиком». Пригодится объектив с фокусными расстояниями 70-200 мм в эквиваленте для 35-миллиметровой камеры, но 200 мм зачастую оказывается недостаточно, поэтому лучше делать ставку на оптику 70-300 мм или 100-300 мм.
Чтобы крупным планом запечатлеть птиц, понадобится объектив с фокусным расстоянием 400 мм, так что в этом отношении удобны зумы 80-400, 100-400, 50-500 мм . Правда, лучшие результаты даст объектив с фиксированным фокусным расстоянием, но, если «охотиться» не только за мелкими зверями и птицами, работать с ним весьма затруднительно. Так что «фикс» 400 мм можно посоветовать в качестве дополнения к объективу 70-200 мм или 70-300 мм.
При съемке зверей и птиц очень важны высокая детализация, резкость и точная цветопередача, так что, если камера позволяет, используйте формат RAW — это даст больше возможностей при обработке снимков. Всегда снимайте с максимальным качеством (меньшей степенью сжатия) и на большем разрешении.
Подготовка к съемке
Лучше, конечно, отправляться в зоопарк в будний день — в выходные гораздо больше народу, и зачастую не то что занять удачное место, но и просто подобраться к вольеру или клетке оказывается непросто .
Оптимальное время для съемок — сразу после открытия зоопарка, когда посетителей немного, а животные еще не успели устать от людей. Кстати, если на улице холодно или льет дождь, не стоит отказываться от своих планов — посетителей такая погода отпугивает, а вот белые медведи, волки и львы, наоборот, могут выбраться из укрытий, где обычно дремлют в жару, спасаясь от солнца и зевак. Верблюды и страусы, как правило, в жаркую погоду ведут себя более активно.
Отправляясь в путь, выполните все необходимые приготовления: прочистите линзу объектива, возьмите с собой чистящий карандаш или специальную салфетку, зарядите аккумулятор и проверьте карты памяти. Не забудьте про корм для животных.
Как снимать
Если животное спит, лучше не поддаваться соблазну и сэкономить кадр: с закрытыми глазами, в лежачем положении оно хоть и получится четко, но, скорее всего, ничего интересного на этом снимке не будет.
Постарайтесь дождаться часа кормления (если это разрешено, можно угостить животное самому) — наблюдать и снимать зверей «за обедом» особенно интересно. На запах еды они очень охотно выбираются из своих домиков, а если у вас есть что-то вкусненькое (и не запрещенное правилами), появляется шанс их заинтересовать и выйти на контакт. Лучше всего фотографировать животное в то время, когда ваш спутник его угощает, – проще будет поймать взгляд в объектив .
Все звери, как и люди, ведут себя по-разному: за беспокойной обезьянкой или белочкой приходится долго гоняться, а флегматичный верблюд или страус может и попозировать.
В первом случае при съемке медленной камерой придется прибегнуть к хитростям.
Если тигр нервно мечется по клетке, бесполезно водить камерой вслед: в лучшем случае в кадр попадет только его часть, и хорошо, если не смазанная.
В таком случае нужно установить камеру в серийный режим и снимать по нескольку кадров за раз.
Второй вариант — навести камеру на одну из точек траектории, по которой движется непоседа, и нажать спуск наполовину, чтобы камера сфокусировалась. А потом ждать, пока беспокойное существо не вбежит в кадр, и жать кнопку до конца.
Выдержка и экспозиция
Получить четкие снимки движущихся объектов можно только при малой выдержке. Ни штатив, ни включение стабилизации тут не помогут, так что старайтесь устанавливать выдержки 1/250-1/500 с и короче.
Эмпирическое правило гласит, что выдержка не должна превышать величину, обратную фокусному расстоянию, а на практике лучше всего, когда выдержка меньше ее раз в пять. Еще одно слагаемое успеха — стоять ровно, не трясти камеру во время съемки и не торопиться, ведь снять на бегу хороший кадр очень сложно. Автоматика в таких условиях, скорее всего, спасует, так что о режиме Авто лучше забыть. Гораздо полезнее будет сюжетная программа Спорт, а еще лучше — режим приоритета выдержки, TV. Полностью ручная съемка позволит гораздо точнее контролировать процесс.
Как правило, экспоавтоматика усредняет проработку деталей в кадре, и при высоком контрасте может понадобиться вмешательство в настройки. Так, если объект интереса имеет белый окрас (например, лебедь или белый медведь), установите отрицательную экспопоправку, иначе на снимке не получится ни перьев, ни шерсти, а лишь сплошное выбеленное пятно. И, наоборот, черные звери и птицы (пантеры, вороны, медведи) требуют положительной экспопоправки.
Снимаем сквозь клетку
Любое животное за решеткой, как и человек, на редкость не фотогенично. Так что не стоит фотографировать зверя издали вместе с клеткой, надо подбираться ближе (но никогда не пренебрегать правилами безопасности и всегда соблюдать осторожность).
Внешне невинные птицы прицельно клюются, метя в лицо, руки и объектив, обезьяны иногда норовят схватить и укусить, и т. д. . Лучше всего, если в наличии имеются спутники, которые наблюдают за объектами съемки и предупреждают, когда кто-то из них делает попытку приблизиться. Но при этом нельзя забывать, что скорость реакции у наблюдаемых гораздо выше, чем у наблюдателей.
Если ситуация позволяет, объектив компактной камеры (с «зеркалкой» такой фокус вряд ли получится) можно просунуть в ячейку клетки . Бленду лучше снять заранее — если, конечно, вы сами не предполагали ее выкинуть.
Другой прием предполагает использование оптического зума. Сняв бленду и приставив объектив вплотную к клетке, надо максимально открыть диафрагму. Передний план потеряет резкость, и прутья клетки станут менее заметными .
Поэкспериментировав с углом наклона камеры, можно найти положение, когда прутья практически исчезнут (лучше, чтобы они проходили не по центру, а по краям кадра).
ГРИП при съемке на длинном фокусе будет меньше, и четким получится только животное или его мордочка, а второстепенные детали размоются (впрочем, задник клетки, посуда, остатки еды и клочья шерсти вряд ли украсят художественное фото).
В идеале фокусироваться надо на глазах животных — даже если часть будет нечеткой, а глаза останутся в фокусе, снимок все равно окажется удачным .
Компоновка кадра
Компоновать снимок надо так, чтобы максимально скрыть антураж зоопарка, оставив за границами кадра все лишнее. Изобилия пустого пространства тоже быть не должно — лучше взять животное крупным планом. В то же время по линии взгляда объекта надо оставить немного свободного пространства, а при крупных планах нужен запас для кадрирования и печати.
При выстраивании кадра стоит ориентироваться на пропорции животного: если композиция тяготеет к вертикали, целесообразнее развернуть камеруи сделать вертикальный кадр (рис. 11.9).
Избегайте при этом «срезанных» ног — в идеале внизу должно быть видно землю, чтобы животное не «висело» в воздухе.
Освещение
Даже в солнечную погоду в зоопарке обычно мало света. Вспышкой лучше не пользоваться — ее яркий свет пугает и раздражает животных, к тому же из-за нее зрачки у большинства млекопитающих получаются светящимися, причем разным цветом, да и вообще прямой жесткий свет часто портит кадр.
Однако при контровом свете без заполняющей вспышки обойтись трудно, так что, если ее все-таки приходится включить, поверх стоит приклеить скотчем кусочек салфетки или белой бумаги, чтобы рассеять свет. В солнечный день стоит поймать момент, когда свет падает на животное сбоку (если, конечно, это возможно),. Такое освещение подчеркивает фактуру, и тени становятся выразительными.
Как получить интересные снимки
Чтобы получить интересные снимки, следуйте перечисленным ниже правилам.
1. Не спешите сразу уходить от клетки, сняв единственный кадр, — всегда делайте дубли.
2. Делайте портреты ! Сфотографируйте крупным планом голову животного, стараясь, чтобы она заняла большую часть кадра. Прежде чем нажать спуск, постарайтесь исключить ненужные и отвлекающие элементы: посторонние яркие цветовые пятна, ограду и т. д. Вручную установите большую диафрагму или режим Портрет, чтобы максимально размыть фон.
3. Ловите моменты для жанровых снимков, фотографируйте зверей, когда они резвятся и играют друг с другом.
4. Не ограничивайтесь одними животными — нередко случаются интересные сценки с участием людей.
5. В зоопарке интересны не только животные: внимательный фотограф найдет массу сюжетов с участием людей, цветов, узоров света и тени и т. д.
Нередко с первого раза не удается сделать удачные кадры: в этом случае полезно вернуться к клетке с животным позже.
Если люди, с которым вы пришли в зоопарк, уже устали от ходьбы, шума, суеты и торопят вас, а вы считаете, что можно еще поснимать, пусть ваши знакомые посидят в кафе, отдохнут. А вы тем временем сделаете снимки, которые задумали.
Часто со второго раза удается сделать более интересные кадры. Особенно если вы уже просмотрели на ЖК-дисплее результаты своих трудов и увидели, что именно снято не так.
Наблюдать за животными интересно и увлекательно.
зложенные выше правила не так сложны, и если им следовать, то даже начинающему фотографу-анималисту удастся увековечить свои впечатления .
Фотографируем домашних животных
Фотографировать домашних животных не менее увлекательно, чем снимать людей. Ведь они полноценные члены семьи, которые дарят людям свою любовь!
Замечательно, если животное находится в неподвижном состоянии, тогда вы можете использовать длинные выдержки и оптическую стабилизацию. Такой снимок будет уравновешенным, вызывать спокойствие.
Если же животное находится в движении, помогут светосила объектива, короткая выдержка и высокая чувствительность.
Продумайте съемку так, чтобы света оказалось достаточно. Если представляется возможным, снимайте в светлое время дня, используя свет из окна. А лучше выйдите на улицу погулять и заодно поснимать.
В. вечернее время вы можете установить более мощные лампочки, использовать внешнюю вспышку, направленную в потолок.
Встроенная вспышка или вспышка, направленная в глаза животного, крайне не рекомендуется. Вы сделаете больно своему любимцу — у животных глаза более чувствительны к свету, чем у человека, — и окончательно испортите снимок. Вспышка может напугать животное. Плоский, отбеленный кадр с жесткими черными тенями годится только для удаления, поэтому даже не стоит включать встроенную вспышку — забудьте о том, что она есть. Лучше продумайте, как добавить дополнительное освещение. Снимок, сделанный в момент, когда животное резвится, будет динамичным, излучающим большой заряд энергии, поднимающим настроение.
Выигрышны низкие точки съемки, когда домашнее животное находится на уровне взгляда зрителя.
Всегда фокусируйтесь по глазам, не забывайте, что они должны оказаться в фокусе.
Чтобы поймать удачный момент, вам придется понаблюдать за животным с камерой в руках. Запаситесь терпением — и вы получите интересные снимки.
Полезно представить себе, какую картину вы хотите получить на снимке, нарисуйте в своем воображении будущий кадр. Снять задуманное будет легче, так как вы знаете повадки и характер своего питомца.
Снимать широкоугольным объективом с близкого расстояния можно, если это необходимо для художественных целей. Широкоугольный объектив пригодится и для съемки общих планов, особенно на улице.
Для основной съемки лучше использовать телеобъектив или универсальный объектив в телеположении.
Животные ведут себя как маленькие дети. Приготовьте им какую-нибудь игрушку, а также не забудьте кормить во время съемки. Вы, наверняка, знаете, что ваш любимец предпочитает. Перед тем как фотографировать животное, покормите его, иначе все мысли у него будут направлены на желудок — «голодный» вид не украсит фотографию.
Когда будете снимать животных — никаких духов или одеколона, яркой одежды.
Перед тем как приступить к съемке незнакомого животного, потратьте немного времени, познакомьтесь с ним ближе. Дайте ему время привыкнуть к вам.
В общих случаях желательно продумать и заранее обустроить место съемки, чтобы вас там все устраивало.
Приготовьте все необходимое заранее и уберите все лишнее. При этом желательно не использовать неестественный и надуманный фон, например, лист ватмана или ядовитого цвета бумагу, пластик. Если вместо него будет привычная поверхность — диван, ковер или трава, песок, асфальт, — это намного лучше.
Снимая животных, старайтесь не показывать «срезанные» руки хозяина. Можно и нужно снимать животных вместе с хозяином, другими членами семьи, да и просто знакомыми. При этом скомпонуйте кадр так, чтобы животное все же было на первом плане, в центре внимания и не «потерялось» на фоне людей. Животные всегда разные, их настроение и поведение также не всегда одинаковы, поэтому вы можете сделать разные снимки в разное время . Экспериментируйте с ракурсами, наклоном камеры, масштабом, освещением, попробуйте дополнить кадр каким-нибудь элементом: игрушкой, миской с едой, другим животным и т. д.
Все снимки, сделанные с верхней точки, будут малоинтересными, съемка на уровне глаз намного интереснее.
Неплохо привлечь помощника — ассистента. Кто-то из членов семьи, друзей может придержать животное, подержать осветитель, отражатель, играть с животным, привлекать его внимание, кормить и т. д.
Совет:
Чтобы сделать качественный макроснимок, желательно иметь зеркальную камеру и специальный макрообъектив.