Фотокамера
В домашних условиях вы можете снять предметы камерой любого формата.
Если у вас зеркальная камера, в зависимости от габаритов предмета, который вы снимаете, вам понадобится соответствующий объектив. Удобнее всего пользоваться зум-объективом с возможностью макросъемки. Лучшее качество дадут фикс-объективы.
Для уменьшения перспективных искажений не снимайте в широкоугольном положении объектива.
Зеркальные камеры позволяют получить максимальное качество. Большое преимущество — камеры с наличием поворотного ЖК-экрана, который очень удобен при съемке в разных положениях. Компактные камеры также имеют свои преимущества: из-за маленького физического размера матрицы у них более высокая глубина резкости (ГРИП).
Если вы хотите, чтобы в кадре все получилось резко, нужно «зажать» диафрагму. Она должна быть минимальной: f8-f22: у компакта — f8, у «зеркалки» — fll-f22. Установите режим приоритета диафрагмы или ручной режим. Хорошая резкость позволит лучше передать фактуру поверхности.
Режимы съемки
Не пытайтесь чрезмерно увеличить светочувствительность, чтобы на фотографии не проявились шумы. Достаточно 50, 100 или 200 единиц ISO, в зависимости от модели камеры. Для получения более качественного изображения это имеет большое значение. Если вы хотите добиться максимального качества, снимайте в формате RAW. Баланс белого установите вручную по листу белой бумаги.
Если вы снимаете мелкие предметы, на камере нужно установить режим макросъемки. Использование при макросъемке обычной вспышки невозможно. Понадобится либо специальная кольцевая вспышка или студийный свет. Скорее всего, у фотолюбителя под рукой не окажется ни того, ни другого. Но без вспышки снимать в помещении не так-то просто. При малой диафрагме и низкой светочувствительности выдержка будет достаточно длинной. Чтобы избежать «шевеленки», камеру следует установить на штатив. Для студийной съемки максимально удобен тяжелый устойчивый штатив со съемной площадкой. Постарайтесь использовать автоспуск или пульт дистанционного управления, чтобы избежать сотрясения камеры в момент нажатия кнопки спуска.
Выбор фона
Снимать дома на «естественном» фоне не стоит — такие снимки будут выглядеть слишком домашними, непрофессиональными. Фоном должна служить ровная однотонная поверхность, которая не будет отвлекать внимание от самого предмета. Снимая светлый предмет, используйте фон, который будет заметно темнее. И наоборот, имея дело с темным предметом, используйте светлый фон . Для домашней съемки вполне достаточно обзавестись фонами трех цветов: черным, серым и белым. В качестве фона можно использовать подручные материалы: красивую ткань, бумагу, пластик или картон.
Освещение
Обычное домашнее освещение слишком тусклое, «плоское», с таким светом трудно рассчитывать на получение качественного результата. При съемке «под лампочкой» вы не добьетесь ничего, кроме разочарования. Необходимо использовать дополнительное освещение. Света понадобится много. Забудьте о наличии встроенной вспышки. При съемке предметов с небольшого расстояния встроенная вспышка крайне нежелательна.
При использовании яркого источника света постарайтесь, чтобы тени от предмета исчезли. Для этого можно взять обыкновенное прозрачное стекло и расположить предмет на нем. Стекло следует поставить на две подставки (можно использовать книги, стопку CD-дисков и т. д.). Прикройте стекло белой бумагой, картоном или пластиком, а под стеклом установите источник освещения. Все ограничивается лишь вашей фантазией. При этом источник света можно подвесить не только непосредственно под предметом, но и сзади или спереди.
При желании вы можете на источник-подсветку прикрепить цветное стекло (фильтр) — это сделает снимок более выразительным. Попробуйте поэкспериментировать с перемещением бокового источника света.
Если вы собираетесь фотографировать различные изделия из стекла, а также продукты питания, лучше применить направленный или контровой
рассеянный свет. В качестве источника освещения очень хорошо подойдут галогеновые светильники, при этом вам не нужна слишком большая мощность.
Кроме фонов и источников света вам понадобятся рассеиватели и небольшое зеркальце — с их помощью можно подсветить или затемнить нужные фрагменты предмета. Другими словами, на каком-то участке (если основной источник света не прорабатывает эту часть предмета) вы добьетесь улучшенной передачи деталей, более качественной проработки фактуры.
Иногда, наоборот, неплохо подчеркнуть длинные выразительные тени, которые могут придать фотографиям большую привлекательность. Чтобы подчеркнуть тени, подойдет освещение сзади-сбоку. Для получения глубоких теней низко установите источник рисующего света. С помощью отражателя (лайтдиска) вы можете варьировать глубину теней. Лайтдиск вполне можно заменить ватманом или тонкой фольгой. Желательно продумать возможность фиксации лайтдиска (заменителя), так как при съемке руки у вас должны оставаться свободными.
Одна из существенных проблем при съемке предметов — стеклянные или металлические бли-кующие поверхности. Диапазон яркости часто превышает воспроизводимый камерой диапазон. Нужно постараться избежать «выбеленностей», безвозвратной потери деталей в свете. В таких случаях для «заглушения» яркости можно использовать специальный спрей. Нанесите его на самые яркие, блестящие участки, делая их матовыми. Обойтись без помощи спрея поможет обычный домашний холодильник. Установите фотокамеру, освещение, определите необходимые настройки — съемочные параметры.
Затем вытащите из холодильника предварительно помещенный туда предмет — к этому моменту он запотеет, и его поверхность станет матовой. Главное, чтобы на поверхности не проступили капельки. С паразитными бликами поможет справиться и поляризационный фильтр.
Но все это — лишь частичное решение проблемы. Самый лучший способ избежать бликов и отражений — съемка в отраженном свете. Вы обкладываете снимаемый предмет белыми щитами и направляете источники света на эти щиты. Для профессиональной предметной съемки существует специальный лайткуб — каркас из проволоки, обтянутый полупрозрачной тканью белого цвета. В переднюю стенку просовывается объектив фотокамеры. Чтобы затемнить или осветлить предмет, снимаемый в лайткубе, к его стенке можно приложить темную бумагу или картон и направить источник света. В домашних условиях имитировать лайткуб позволят листы ватмана. Несложно самостоятельно изготовить каркас из деревянных реек или проволоки, согнуть проволоку дугой, в виде арки или временно использовать подставки, сделанные из книг, коробок, колонок и т. д. Проявляйте изобретательность — лишь бы конструкция была удобной и не развалилась в момент съемки.
Если же нужно получить блик, например, на металлической поверхности, вы можете проткнуть в ватмане отверстие и направить свет через отверстие в нужное место. Ватман очень хорошо использовать в качестве рассеивателя контрового света. Если вы снимаете стеклянные предметы, лучший задний план — это ватман, подсвеченный сзади. Он может подсвечиваться разным по цвету и форме источником света, обеспечивая нужный диаметр и рисунок светового пятна. Вместо ватмана сгодится и другой материал, пропускающий свет. Например, калька или пленка.
Калька пропускает больше света, но свет через нее не такой рассеянный, она менее удобна в плане установки.
Дополнительно вы можете использовать разноцветные фильтры и шаблоны, трафареты с рисунком. В качестве источника света подойдет и обыкновенный слайд-проектор. При этом стеклянные изделия можно разместить на зеркале либо на стекле.
Для макросъемки существует специальный кокон.
Чтобы снимать комфортно, источники света должны легко передвигаться и регулироваться по высоте. Для начала подойдут настольные лампы, смещение которых можно регулировать. Установите в них матовые лампочки с отражающим серебристым покрытием. Мощность ламп подбирайте экспериментальным путем в каждом конкретном случае. Основное правило: света должно быть много. Скорее всего, понадобится пара-тройка лампочек на 150 Вт или даже 200 Вт. С помощью таких ламп (или других источников света) вы можете экспериментировать, освещая фотографируемый предмет сверху, сбоку, сзади — в разных сочетаниях.
Чем больше света, тем лучше. И еще: в тенях любят «жить» шумы. Когда света мало, шумы «вылезают», особенно после манипуляций с изображением в Photoshop. Поэтому постарайтесь позаботиться о достаточном освещении. Использование систем или программ шумоподавления также не лучший вариант. Даже при применении самых сложных алгоритмов «съедаются» детали изображения.
Сам по себе достаточный рассеянный свет не всегда является лучшим освещением для съемки разных предметов. Иногда стоит постараться, чтобы форма предмета подчеркивалась комбинацией света и тени. Красивый свет — это часть композиции.
В сложных случаях, чтобы добиться хорошего результата, можно использовать многократную экспозицию или световую кисть.
Как компоновать кадр при предметной съемке вовсе не обязательно снимать предметы прямо «в лоб». Такое расположение на снимке часто выглядит скучно и неинтересно. Попробуйте подойти к съемке творчески, поэкспериментируйте с ракурсами, сделайте несколько разных вариантов. Например, длинный вытянутый предмет можно снять так, чтобы он разместился по диагонали кадра. Если предмет поставить устойчиво, снимите его сверху, скомпоновав кадр по диагонали. Иногда выигрышна нижняя точка съемки. Разные планы и точки съемки могут сделать ваш снимок более неожиданным и интересным . Не бойтесь проявлять изобретательность.
Снимаем натюрморт
Сфотографировать красивый натюрморт одновременно и сложно, и просто: предметы нужно подобрать и расположить самому. Обратите внимание на то, чтобы передний план был выразительным, не «вываливался», не был «срезанным», чтобы предметы на переднем плане не «конфликтовали». Перед тем как нажать кнопку спуска, убедитесь, что в кадр не попало ничего лишнего, нет ярких посторонних световых пятен. Мысленно представьте сцену в виде огромного полотна в красивой раме. Если, на ваш взгляд, она подходит, снимайте. Если что-то не устраивает, сделайте пробные кадры, посмотрите их, внесите в кадр изменения, которые его улучшат. Иногда полезно переставить композицию слева направо или вместо горизонтальной компоновки попробовать вертикальную.
При съемке натюрморта вы не зависите ни от погоды, ни от времени суток. В этом виде съемки вы не будете испытывать никаких ограничений: времени достаточно, предмет съемки никуда не убежит . Цифровая камера имеет большие преимущества перед пленкой — не нужно ждать, чтобы увидеть результат после проявки. Вы сразу видите его на ЖК-мониторе, вносите нужные поправки. Главное, чтобы при рассматривании натюрморта передавалось чувство красоты и гармонии.
Что снимать
Здесь нет никаких ограничений — вокруг столько интересных предметов, вызывающих разные эмоции. В натюрморте могут присутствовать и продукты питания, и посуда, и книги, и часы, и очки, и т. д. Люди избавляются от ненужных и старых вещей, для вас это может быть очень интересная находка. Даже сломанные вещи можно использовать, чтобы сделать натюрморт необычным. Очень часто на рынках старых вещей можно присмотреть что-то редкое и красивое. Собирайте привлекательные ракушки, камешки, сухие колючки, веточки. Если попадется что-то пригодное для фона, тоже не проходите мимо. Это может быть ткань, кожа, картон, пленка, пластик, бумага разного цвета и фактуры. Позже вы скажете себе спасибо, и не придется специально тратить время на поиски.
Можно снять два вида натюрморта: классический и произвольный. Во втором случае больше простора для фантазии, возможности выразить свои творческие идеи.
Кроме того, натюрморт может быть постановочным и непостановочным. Вокруг много интересного, и, если проявить наблюдательность, сама жизнь может предложить вам уже готовое решение (рис. 9.9). Много интересного можно найти, например, в музее, в мастерской художника, жестянщика, резчика по дереву и т. д. Когда будете снимать, сделайте несколько кадров. Здесь можно ничего не переставлять, нужно только подобрать самое удачное место для камеры — точку съемки. Не торопитесь сразу спрятать камеру. Немного понаблюдайте, посмотрите, как расположены тени. Возможно, вам придет в голову более интересное решение.
Как построить кадр
Натюрморт отличается от предметной съемки тем, что в нем предметы взаимодействуют друг с другом. Однако можно снять и натюрморт, в котором всего один объект. Главное — замысел, идея.
В кадре должен быть один-единственный сюжетный центр. Когда их два и более, фотография смотрится хуже, ее хочется разделить на несколько отдельных снимков. Вначале определите, в каком месте кадра будет находиться главный предмет. Если в центре, то кадр получится статичным и не слишком привлекательным. Если главный предмет сместить в сторону, появится динамика, интерес, но возникнет чувство «перевеса», если его ничем не уравновесить.
Предметы желательно не разбрасывать — хаос смотрится хуже, чем упорядоченные, выстроенные в соответствии с сочетанием предметы. Повторяющиеся формы, узоры придают снимкам больший интерес, эффектность. Попробуйте поэкспериментировать: выстройте одинаковые предметы под углом, в линию, полукругом.
Иногда можно использовать ограниченную глубину резкости. Например, при съемке стеклянных предметов. С помощью глубины резкости можно разделить планы диафрагмой.
Композиция должна быть уравновешенной и построенной с учетом предметов — горизонтально или вертикально. Например, хорошо уравновешивается один крупный предмет и несколько мелких вокруг него. Для начала стройте композиции в виде простых форм, вписывая в них предметы. Например, в классиче ский треугольник.
Постарайтесь исключить в кадре пустое пространство: либо кадрировать плотнее, либо добавить и заполнить его. Следует также учесть, что слишком много деталей в кадре смотрятся плохо. Он получается перегруженным. Поэтому лишние вещи лучше исключить или свести к минимуму. Когда предметов много, они рассеивают внимание. От точки съемки меняется восприятие в целом: так, например, расположение камеры под углом соответствует обычному взгляду человека, а с нижней точки делает предметы более значимыми, они начинают «оживать». Если предметы выстраиваются в одной плоскости, натюрморт можно снять и сверху, расположив камеру над столом. Снимайте общий план, крупный план, попробуйте даже макро, при этом меняя точку съемки.
Сделав пару снимков, подумайте, что еще можно изменить. Переставьте предметы, снимите еще несколько кадров. Не исключено, что такой путь приведет вас к самому оригинальному решению.
Старайтесь подобрать приятные для глаза объекты, хороший фон. Не всегда сложная композиция является плюсом. Часто простота более выигрышна.
Снимки с близкого расстояния получаются лучше, так как позволяют передать привлекательную текстуру и цвет. Съемка в широкоугольном положении объектива дает больше деталей. При положении объектива «теле» значимость фона уменьшается, в кадре усиливаются приближенные объекты или их часть.
Фон
От фона в натюрморте зависит многое, по меньшей мере половина . При использовании фона восприятие может измениться, а композиция — «заиграть».
Чаще всего фон — это сплошная однородная плоскость. Однако нет правил без исключения — попробуйте сделать фон таким же значимым, как объекты переднего плана, фон тоже может нести композиционную нагрузку. Можно вообще убрать линию горизонта.
Строгий черный фон вы можете получить с помощью приема «световая кисть». В качестве фона подойдет черный дерматин. Очень хорошо смотрится фон из досок — деревянный брус, березовые поленья, деревянный стол.
Как сделать еду на снимках привлекательной
Чтобы еда на снимках выглядела свежей, вы можете брызнуть на овощи и фрукты водой .
Для этого вам понадобится бутылка с насадкой-пульверизатором. Можно побрызгать предметы глицерином или капнуть растительного масла. Но не переборщите, чтобы объекты съемки не блестели. Существуют специальные кулинарные кисточки для глазирования, с их помощью вы сможете более равномерно распределить растительное масло по поверхности продуктов.
Снимая еду, выбирайте свежие фрукты и овощи, чистые, ровные и красивые, или поверните их более удачной стороной к камере, чтобы затем не пришлось долго исправлять кадр в графической программе.
Как придумать сюжет
Выбор объекта съемки ограничивает только ваша фантазия. Очень важно, чтобы фотокамера всегда находилась под рукой, тогда выше вероятность воплощения многих ваших фантазий. Очень полезно познакомиться с работами художников — в галереях, музеях, да и просто в книгах и журналах. Изучите работы французского художника Жана-Батиста Симеона Шардена.
Неплохо научиться делать карандашные наброски. Заведите себе альбом или блокнот. Самые оригинальные идеи обычно приходят случайно, в самое «неподходящее» время. Вот тогда и делайте набросок сюжета, иначе он просто забудется. Продумывая новый сюжет, не думайте о том, как это воспримется опытными мастерами, критиками и т. д. Главное — снять сюжет так, как видите его вы. Пусть даже самая оригинальная и смелая идея идет вразрез со всеми правилами — добейтесь своего результата. Нужно фантазировать, а не копировать традиционные решения. Натюрморт — это «мертвая природа», но в нем может присутствовать какое-то движение, действие. Например, вода, льющаяся из кувшина или вазы. Могут разлетаться брызги, стекать капельки влаги. Лед может таять. В кадре может присутствовать даже огонь.
Когда вы построите сюжет, посмотрите вокруг — что еще можно привнести в него из окружающего мира. Но ни в коем случае не перегружайте композицию.
Анализируйте свои работы
После съемки старайтесь изучить собственные кадры на предмет ошибок. Внимательно проверяйте сюжет, композицию, форму, свет, цвет. Хорошо, если вы отпечатаете фотографию хотя бы размером 10×15 см. Разница между картинкой на экране монитора и на отпечатке очень велика, она позволяет сразу увидеть достоинства и недостатки снимка. Еще лучше отпечатать снимок на большой формат, одеть в рамочку и повесить на стену. Через некоторое время вы будете видеть, что и как изменить в этой работе. Постарайтесь сравнивать свои натюрморты и работы известных фотографов, художников.
Совет:
Для съемки пейзажа предпочтительнее камера с высоким разрешением. Сколько мегапикселей – решать вам.