Советы фотографу — предметная сьемка

Советы фотографу

 

Фотокамера
В домашних условиях вы можете снять пред­меты камерой любого формата.
Если у вас зеркальная камера, в зависимости от габаритов предмета, который вы снимаете, вам понадобится соответствующий объектив. Удоб­нее всего пользоваться зум-объективом с воз­можностью макросъемки. Лучшее качество дадут фикс-объективы.
Для уменьшения перспективных искажений не снимайте в широкоугольном положении объек­тива.
Зеркальные камеры позволяют получить мак­симальное качество. Большое преимущество — камеры с наличием поворотного ЖК-экрана, который очень удобен при съемке в разных по­ложениях. Компактные камеры также имеют свои преимущества: из-за маленького физического размера матрицы у них более высокая глубина резкости (ГРИП).
Если вы хотите, чтобы в кадре все получилось резко, нужно «зажать» диафрагму. Она долж­на быть минимальной: f8-f22: у компакта — f8, у «зеркалки» — fll-f22. Установите режим приори­тета диафрагмы или ручной режим. Хорошая рез­кость позволит лучше передать фактуру поверх­ности.
Режимы съемки
Не пытайтесь чрезмерно увеличить светочув­ствительность, чтобы на фотографии не прояви­лись шумы. Достаточно 50, 100 или 200 единиц ISO, в зависимости от модели камеры. Для по­лучения более качественного изображения это имеет большое значение. Если вы хотите добить­ся максимального качества, снимайте в формате RAW. Баланс белого установите вручную по листу белой бумаги.
Если вы снимаете мелкие предметы, на камере нужно установить режим макросъемки. Исполь­зование при макросъемке обычной вспышки не­возможно. Понадобится либо специальная коль­цевая вспышка или студийный свет. Скорее всего, у фотолюбителя под рукой не окажется ни того, ни другого. Но без вспышки снимать в помещении не так-то просто. При малой диафрагме и низкой светочувствительности выдержка будет достаточ­но длинной. Чтобы избежать «шевеленки», каме­ру следует установить на штатив. Для студийной съемки максимально удобен тяжелый устойчивый штатив со съемной площадкой. Постарайтесь ис­пользовать автоспуск или пульт дистанционного управления, чтобы избежать сотрясения камеры в момент нажатия кнопки спуска.
Выбор фона
Снимать дома на «естественном» фоне не сто­ит — такие снимки будут выглядеть слишком до­машними, непрофессиональными. Фоном должна служить ровная однотонная поверхность, которая не будет отвлекать внимание от самого предмета. Снимая светлый предмет, используйте фон, который будет заметно темнее. И наоборот, имея дело с темным предметом, используйте светлый фон . Для домашней съемки вполне доста­точно обзавестись фонами трех цветов: черным, серым и белым. В качестве фона можно исполь­зовать подручные материалы: красивую ткань, бу­магу, пластик или картон.
Освещение
Обычное домашнее освещение слишком ту­склое, «плоское», с таким светом трудно рассчиты­вать на получение качественного результата. При съемке «под лампочкой» вы не добьетесь ничего, кроме разочарования. Необходимо использовать дополнительное освещение. Света понадобится много. Забудьте о наличии встроенной вспышки. При съемке предметов с небольшого расстояния встроенная вспышка крайне нежелательна.

При использовании яркого источника света постарайтесь, чтобы тени от предмета исчезли. Для этого можно взять обыкновенное прозрачное стекло и расположить предмет на нем. Стекло сле­дует поставить на две подставки (можно исполь­зовать книги, стопку CD-дисков и т. д.). Прикрой­те стекло белой бумагой, картоном или пластиком, а под стеклом установите источник освещения. Все ограничивается лишь вашей фантазией. При этом источник света можно подвесить не только непосредственно под предметом, но и сзади или спереди.
При желании вы можете на источник-под­светку прикрепить цветное стекло (фильтр) — это сделает снимок более выразительным. Попробуй­те поэкспериментировать с перемещением боко­вого источника света.
Если вы собираетесь фотографировать различ­ные изделия из стекла, а также продукты питания, лучше применить направленный или контровой
рассеянный свет. В качестве источника освеще­ния очень хорошо подойдут галогеновые светиль­ники, при этом вам не нужна слишком большая мощность.
Кроме фонов и источников света вам понадо­бятся рассеиватели и небольшое зеркальце — с их помощью можно подсветить или затемнить нуж­ные фрагменты предмета. Другими словами, на каком-то участке (если основной источник света не прорабатывает эту часть предмета) вы добье­тесь улучшенной передачи деталей, более каче­ственной проработки фактуры.
Иногда, наоборот, неплохо подчеркнуть длин­ные выразительные тени, которые могут придать фотографиям большую привлекательность. Что­бы подчеркнуть тени, подойдет освещение сзади-сбоку. Для получения глубоких теней низко уста­новите источник рисующего света. С помощью отражателя (лайтдиска) вы можете варьировать глубину теней. Лайтдиск вполне можно заменить ватманом или тонкой фольгой. Желательно про­думать возможность фиксации лайтдиска (заме­нителя), так как при съемке руки у вас должны оставаться свободными.
Одна из существенных проблем при съемке предметов — стеклянные или металлические бли-кующие поверхности. Диапазон яркости часто превышает воспроизводимый камерой диапазон. Нужно постараться избежать «выбеленностей», безвозвратной потери деталей в свете. В таких случаях для «заглушения» яркости можно исполь­зовать специальный спрей. Нанесите его на самые яркие, блестящие участки, делая их матовыми. Обойтись без помощи спрея поможет обычный домашний холодильник. Установите фотокамеру, освещение, определите необходимые настройки — съемочные параметры.

Затем вытащите из холодильника предварительно помещенный туда предмет — к этому моменту он запотеет, и его поверхность станет матовой. Главное, чтобы на поверхности не проступили капельки. С паразит­ными бликами поможет справиться и поляриза­ционный фильтр.
Но все это — лишь частичное решение про­блемы. Самый лучший способ избежать бликов и отражений — съемка в отраженном свете. Вы об­кладываете снимаемый предмет белыми щитами и направляете источники света на эти щиты. Для профессиональной предметной съемки суще­ствует специальный лайткуб — каркас из прово­локи, обтянутый полупрозрачной тканью белого цвета. В переднюю стенку просовывается объектив фотокамеры. Чтобы затемнить или осветлить предмет, снимаемый в лайткубе, к его стенке можно приложить темную бумагу или картон и направить источник света. В домашних условиях имитировать лайткуб позволят листы ватмана. Несложно самостоятельно изготовить каркас из деревянных реек или проволоки, согнуть прово­локу дугой, в виде арки или временно использо­вать подставки, сделанные из книг, коробок, коло­нок и т. д. Проявляйте изобретательность — лишь бы конструкция была удобной и не развалилась в момент съемки.

Если же нужно получить блик, например, на металлической поверхности, вы можете прот­кнуть в ватмане отверстие и направить свет через отверстие в нужное место. Ватман очень хорошо использовать в качестве рассеивателя контрового света. Если вы снимаете стеклянные предметы, лучший задний план — это ватман, подсвеченный сзади. Он может подсвечиваться разным по цвету и форме источником света, обеспечивая нужный диаметр и рисунок светового пятна. Вместо ватмана сгодится и другой материал, пропускающий свет. Например, калька или плен­ка.

Калька пропускает больше света, но свет через нее не такой рассеянный, она менее удобна в пла­не установки.
Дополнительно вы можете использовать раз­ноцветные фильтры и шаблоны, трафареты с рисунком. В качестве источника света подойдет и обыкновенный слайд-проектор. При этом сте­клянные изделия можно разместить на зеркале либо на стекле.
Для макросъемки существует специальный кокон.
Чтобы снимать комфортно, источники света должны легко передвигаться и регулироваться по высоте. Для начала подойдут настольные лампы, смещение которых можно регулировать. Устано­вите в них матовые лампочки с отражающим сере­бристым покрытием. Мощность ламп подбирайте экспериментальным путем в каждом конкретном случае. Основное правило: света должно быть много. Скорее всего, понадобится пара-тройка лампочек на 150 Вт или даже 200 Вт. С помощью таких ламп (или других источников света) вы мо­жете экспериментировать, освещая фотографи­руемый предмет сверху, сбоку, сзади — в разных сочетаниях.
Чем больше света, тем лучше. И еще: в тенях любят «жить» шумы. Когда света мало, шумы «вылезают», особенно после манипуляций с изо­бражением в Photoshop. Поэтому постарайтесь позаботиться о достаточном освещении. Исполь­зование систем или программ шумоподавления также не лучший вариант. Даже при применении самых сложных алгоритмов «съедаются» детали изображения.
Сам по себе достаточный рассеянный свет не всегда является лучшим освещением для съем­ки разных предметов. Иногда стоит постараться, чтобы форма предмета подчеркивалась комби­нацией света и тени. Красивый свет — это часть композиции.
В сложных случаях, чтобы добиться хорошего результата, можно использовать многократную экспозицию или световую кисть.
Как компоновать кадр при предметной съемке вовсе не обязательно снимать предметы прямо «в лоб». Такое расположение на снимке часто вы­глядит скучно и неинтересно. Попробуйте подой­ти к съемке творчески, поэкспериментируйте с ракурсами, сделайте несколько разных вариантов. Например, длинный вытянутый предмет можно снять так, чтобы он разместился по диагонали кадра. Если предмет поставить устойчиво, сни­мите его сверху, скомпоновав кадр по диагонали. Иногда выигрышна нижняя точка съемки. Разные планы и точки съемки могут сделать ваш снимок более неожиданным и интересным . Не бойтесь проявлять изобретательность.
Снимаем натюрморт
Сфотографировать красивый натюрморт од­новременно и сложно, и просто: предметы нужно подобрать и расположить самому. Обратите вни­мание на то, чтобы передний план был вырази­тельным, не «вываливался», не был «срезанным», чтобы предметы на переднем плане не «конфлик­товали». Перед тем как нажать кнопку спуска, убедитесь, что в кадр не попало ничего лишнего, нет ярких посторонних световых пятен. Мыслен­но представьте сцену в виде огромного полотна в красивой раме. Если, на ваш взгляд, она подхо­дит, снимайте. Если что-то не устраивает, сделай­те пробные кадры, посмотрите их, внесите в кадр изменения, которые его улучшат. Иногда полезно переставить композицию слева направо или вместо горизонтальной компоновки попробовать вертикальную.
При съемке натюрморта вы не зависите ни от погоды, ни от времени суток. В этом виде съемки вы не будете испытывать никаких ограничений: времени достаточно, предмет съемки никуда не убежит . Цифровая камера имеет боль­шие преимущества перед пленкой — не нужно ждать, чтобы увидеть результат после проявки. Вы сразу видите его на ЖК-мониторе, вносите нужные поправки. Главное, чтобы при рассматри­вании натюрморта передавалось чувство красоты и гармонии.
Что снимать
Здесь нет никаких ограничений — вокруг столько интересных предметов, вызывающих раз­ные эмоции. В натюрморте могут присутствовать и продукты питания, и посуда, и книги, и часы, и очки, и т. д. Люди избавляются от ненужных и старых ве­щей, для вас это может быть очень интересная на­ходка. Даже сломанные вещи можно использовать, чтобы сделать натюрморт необычным. Очень часто на рынках старых вещей можно присмотреть что-то редкое и красивое. Собирайте привлекательные ракушки, камешки, сухие колючки, веточки. Если попадется что-то пригодное для фона, тоже не про­ходите мимо. Это может быть ткань, кожа, картон, пленка, пластик, бумага разного цвета и фактуры. Позже вы скажете себе спасибо, и не придется спе­циально тратить время на поиски.
Можно снять два вида натюрморта: классиче­ский и произвольный. Во втором случае больше простора для фантазии, возможности выразить свои творческие идеи.
Кроме того, натюрморт может быть постано­вочным и непостановочным. Вокруг много инте­ресного, и, если проявить наблюдательность, сама жизнь может предложить вам уже готовое решение (рис. 9.9). Много интересного можно найти, напри­мер, в музее, в мастерской художника, жестянщика, резчика по дереву и т. д. Когда будете снимать, сде­лайте несколько кадров. Здесь можно ничего не переставлять, нужно только подобрать самое удачное место для камеры — точку съемки. Не торопитесь сразу спрятать камеру. Немного понаблюдайте, по­смотрите, как расположены тени. Возможно, вам придет в голову более интересное решение.
Как построить кадр
Натюрморт отличается от предметной съемки тем, что в нем предметы взаимодействуют друг с другом. Однако можно снять и натюрморт, в кото­ром всего один объект. Главное — замысел, идея.
В кадре должен быть один-единственный сю­жетный центр. Когда их два и более, фотография смотрится хуже, ее хочется разделить на несколь­ко отдельных снимков. Вначале определите, в ка­ком месте кадра будет находиться главный пред­мет. Если в центре, то кадр получится статичным и не слишком привлекательным. Если главный предмет сместить в сторону, появится динамика, интерес, но возникнет чувство «перевеса», если его ничем не уравновесить.
Предметы желательно не разбрасывать — хаос смотрится хуже, чем упорядоченные, выстроенные в соответствии с сочетанием предметы. Повторя­ющиеся формы, узоры придают снимкам больший интерес, эффектность. Попробуйте поэксперимен­тировать: выстройте одинаковые предметы под углом, в линию, полукругом.
Иногда можно использовать ограниченную глубину резкости. Например, при съемке стеклян­ных предметов. С помощью глубины резкости можно разделить планы диафрагмой.
Композиция должна быть уравновешенной и построенной с учетом предметов — горизон­тально или вертикально. Например, хорошо уравновешивается один крупный предмет и не­сколько мелких вокруг него. Для на­чала стройте композиции в виде простых форм, вписывая в них предметы. Например, в классиче ский треугольник.
Постарайтесь исключить в кадре пустое про­странство: либо кадрировать плотнее, либо до­бавить и заполнить его. Следует также учесть, что слишком много деталей в кадре смотрятся плохо. Он получается перегруженным. Поэтому лишние вещи лучше исключить или свести к минимуму. Когда предметов много, они рассеивают внимание. От точки съемки меняется восприятие в целом: так, например, расположение камеры под углом соответствует обычному взгляду человека, а с нижней точки делает предметы более значимы­ми, они начинают «оживать». Если предметы вы­страиваются в одной плоскости, натюрморт мож­но снять и сверху, расположив камеру над столом. Снимайте общий план, крупный план, попробуй­те даже макро, при этом меняя точку съемки.
Сделав пару снимков, подумайте, что еще мож­но изменить. Переставьте предметы, снимите еще несколько кадров. Не исключено, что такой путь приведет вас к самому оригинальному решению.
Старайтесь подобрать приятные для глаза объекты, хороший фон. Не всегда сложная композиция является плюсом. Часто простота более выигрышна.
Снимки с близкого расстояния получаются лучше, так как позволяют передать привлекатель­ную текстуру и цвет. Съемка в широкоугольном положении объектива дает больше деталей. При положении объектива «теле» значимость фона уменьшается, в кадре усиливаются приближен­ные объекты или их часть.

 

Фон
От фона в натюрморте зависит многое, по меньшей мере половина . При использо­вании фона восприятие может измениться, а ком­позиция — «заиграть».
Чаще всего фон — это сплошная однородная плоскость. Однако нет правил без исключения — попробуйте сделать фон таким же значимым, как объекты переднего плана, фон тоже может нести композиционную нагрузку. Можно вообще убрать линию горизонта.
Строгий черный фон вы можете получить с помощью приема «световая кисть». В качестве фона подойдет черный дерматин. Очень хорошо смотрится фон из досок — деревянный брус, бе­резовые поленья, деревянный стол.
Как сделать еду на снимках привлекательной
Чтобы еда на снимках выглядела свежей, вы можете брызнуть на овощи и фрукты водой .
Для этого вам понадобится бутылка с на­садкой-пульверизатором. Можно побрызгать предметы глицерином или капнуть раститель­ного масла. Но не переборщите, чтобы объекты съемки не блестели. Существуют специальные ку­линарные кисточки для глазирования, с их помо­щью вы сможете более равномерно распределить растительное масло по поверхности продуктов.
Снимая еду, выбирайте свежие фрукты и овощи, чистые, ровные и красивые, или поверните их бо­лее удачной стороной к камере, чтобы затем не пришлось долго исправлять кадр в графической программе.
Как придумать сюжет
Выбор объекта съемки ограничивает только ваша фантазия. Очень важно, чтобы фотокаме­ра всегда находилась под рукой, тогда выше ве­роятность воплощения многих ваших фантазий. Очень полезно познакомиться с работами худож­ников — в галереях, музеях, да и просто в книгах и журналах. Изучите работы французского худож­ника Жана-Батиста Симеона Шардена.
Неплохо научиться делать карандашные на­броски. Заведите себе альбом или блокнот. Самые оригинальные идеи обычно приходят случайно, в самое «неподходящее» время. Вот тогда и делай­те набросок сюжета, иначе он просто забудется. Продумывая новый сюжет, не думайте о том, как это воспримется опытными мастерами, критика­ми и т. д. Главное — снять сюжет так, как видите его вы. Пусть даже самая оригинальная и смелая идея идет вразрез со всеми правилами — добей­тесь своего результата. Нужно фантазировать, а не копировать традиционные решения. Натюр­морт — это «мертвая природа», но в нем может присутствовать какое-то движение, действие. На­пример, вода, льющаяся из кувшина или вазы. Мо­гут разлетаться брызги, стекать капельки влаги. Лед может таять. В кадре может присутствовать даже огонь.
Когда вы построите сюжет, посмотрите во­круг — что еще можно привнести в него из окружающего мира. Но ни в коем случае не перегру­жайте композицию.
Анализируйте свои работы
После съемки старайтесь изучить собствен­ные кадры на предмет ошибок. Внимательно про­веряйте сюжет, композицию, форму, свет, цвет. Хорошо, если вы отпечатаете фотографию хотя бы размером 10×15 см. Разница между картинкой на экране монитора и на отпечатке очень велика, она позволяет сразу увидеть достоинства и недо­статки снимка. Еще лучше отпечатать снимок на большой формат, одеть в рамочку и повесить на стену. Через некоторое время вы будете видеть, что и как изменить в этой работе. Постарайтесь сравнивать свои натюрморты и работы известных фотографов, художников.

 

Совет:
Для съемки пейзажа предпочтительнее камера с высоким разрешением. Сколько мегапикселей – решать вам.

Оцените статью
Научим
Добавить комментарий