Пять видов складок
Давайте исследуем пять видов складок, которые можно наблюдать в ткани. Если вы сумеете запомнить их и узнавать, изучая фотографии, одежда перестанет быть помехой в вашем творчестве. Однако без достаточной практики и понимания того, как эти складки влияют на вид одежды, ваш рисунок не будет выглядеть убедительным. Как я уже говорила выше, именно одежда более всего влияет на внешний вил человека.
Наиболее распространенной складкой является вертикальная. Она возникает, когда ткань свисает с одной точки и сворачивается в коническую форму, которую мы изучили выше. Посмотрите, как эти полотенца висят на крючках. Вы видите конусы, образуемые ими? Найдлгге здесь также пять элементов светотени, которые создают впечатление объема. Сочетание собственной тени и отраженного света придает этим рисункам реализм.
Если ткань имеет узор, как в случае полосатого полотенца, важно размещать этот узор в соответствии со складками. Кроме того, следите за мягкими и резкими переходами на сгибах поверхностей и при их наложении.
Вертикальная складка образуется, когда ткань свисает с одной точки. Ищите мягкие и резкие переходы. а также пять элементов светотени.
Если ткань имеет узор, следите за тем, как этот узор следует за складками.
Рисунок справа демонстрирует другой тип вертикальной складки. На этот раз весь верхний край ткани закреплен на какой-либо поверхности. Там,где ткань «провисает», образуются складки. Если вы видите коническую форму, вы уже знаете, что речь идет о вертикальной складке. Внимательно изучите эту иллюстрацию на предмет техники наложения теней. Отыщите пять элементов светотени. Потренируйтесь в рисовании таких складок.
Множество вертикальных складок. Поищите знакомую коническую форму. Если вы всмотритесь внимательно, то увидите также цилиндр.
Складка, показанная на левом рисунке, часто обнаруживается внизу вертикальной складки. Она называется инертной складкой. Ее можно наблюдать, когда ткань ложится на поверхность и больше не поддерживается сверху. Она «пассивна». Вы можете обнаружить инертную складку в одежде человека, когда какой-то предмет его одежды касается другой поверхности. Например, если человек сидит на стуле и его длинный свитер складками ложится вокруг него. Или если женщина носит очень длинное платье, например свадебное, которое касается пола, образуя складки. Прекрасным примером инертной складки является шлейф свадебного платья.
Инертная, или пассивная, складка образуется, когда ткань лежит на поверхности и не поддерживается сверху.
Третья складка, которую вам следует запомнить, — спиральная, или кольчатая. Она всегда обнаруживается там, где ткань охватывает цилиндрическую форму, например руку, ногу или торс. Это очень важная складка, поскольку она показывает движение скрытой под ней формы. Например, когда вы шевелите рукой, ткань вашей рубашки или свитера «тянется» за ней. Именно это натяжение ткани и образуемые складки делают ваш рисунок реалистичным и убедительным. Если одежда нарисована без этих характерных черт, она выглядит плоской и навевает скуку.
Взгляните на примеры того, как ткань охватывает руки и ногу. Вы можете увидеть движение скрытого под одеждой тела, особенно ноги. Складки помогают подчеркнуть форму тела.
Спиральная складка показывает движение и форму скрытого под одеждой тела.
Это платье выглядит присобранным, благодаря множеству складок. Вы можете сказать, что оно очень тесно облегает поверхность, показывая контуры скрытого под ним тела.
Четвертая складка называется ниспадающей (портьерной). Она обнаруживается, когда ткань висит на двух точках. Посмотрите на ткань, свисающую с обоих плеч на примере внизу. Она образует форму, напоминающую букву U. Ниспадающую складку можно увидеть в шарфах, шалях, свитерах с высоким воротником, всюду, где имеются две точки подвеса. Вы можете увидеть также, что это платье имеет спиральные складки на руках.
Пятая складка, которую нам следует рассмотреть, — составная. Ее распознать труднее всего, потому что зачастую она является результатом сочетания каких-либо других складок. Скажем, на рисунке справа можно увидеть серию вертикальных складок, которая в то же время является примером составной складки. Вы видите, как одна складка попадает внутрь другой, особенно когда ткань спадает с руки? Взгляните на складки шарфа. Хотя это спираль ные складки, каждая из них находится внутри другой, образуя составную складку. То же относится и к свитеру на стр. 31. Складки рукава слева внизу тоже располагаются внутри друг друга, переплетаясь.