Плавный переход тона от темного к светлому является важным фактором техники рисования. Вопреки кажущейся простоте, нужно очень много тренироваться, чтобы добиться действительно плавного и постепенного тонового перехода.
Потренируйтесь в рисовании тоновой шкалы, показанной ниже, с применением карандаша и растушевки. Заштриховывайте темный участок постепенно, накладывая штрихи ровно, вверх-вниз, в одном и том же направлении. По мере продвижения вправо нажимайте на карандаш все слабее, осветляя тон. Старайтесь сделать тоновой переход как можно более постепенным, без резких границ и разрывов, пока тон не сольется с белизной бумаги.
Далее используйте одну из бумажных растушевок. Держите ее точно так же, как вы держите карандаш, и пройдитесь ею поверх рисунка, растирая штрихи. Держите растушевку под углом, не нажимая на острие. Придерживайтесь того же направления, в котором вы делали штрихи, постепенно уменьшая нажим, пока тон не исчезнет совершенно.
Тоновые переходы должны быть незаметны. Если возникает разрыв, есть «приемы», позволяющие избавиться от него. Прежде всего, глядя на свой рисунок, надо прищуриться. Это поможет легче увидеть тоновые контрасты. Темные участки будут выглядеть темнее, а светлые — светлее. Таким образом, любые несоответствия проявятся ярче. Если вы заметите на рисунке нежелательные темные пятна, их можно убрать с помощью пластичного ластика. Возьмите кусочек пластичного ластика, раскатайте его двумя пальцами и аккуратно «снимите» темное пятно, мягко потерев его пластичным ластиком. Никогда не «давите» на него. Я называю это «рисованием наоборот», так как это тот же процесс, что и при работе карандашом, но… светлым по темному. Если вы замечаете светлые участки там, где их быть не должно, подштрихуйте их карандашом.
Растушевка — это просто бумага, свернутая в виде конуса. Никогда не надо держать ее вертикально, это приведет к смятию кончика.
Вот подходящий наклон для пользования растушевкой.
Если растушевка затупилась, надо распрямить большую канцелярскую скрепку и вставить ее внутрь растушевки, чтобы вытолкнуть острие обратно.