ГлавнаяСоветы фотографуСоветы фотографу — основные правила композиции


 

Основные правила композиции

Ваши фотографии должны смотреться кра­сиво и привлекательно, а для этого при построе­нии кадра необходимо соблюдать несложные правила, которые обеспечат снимкам наилуч­ший вид. Эти правила нужно «пропустить через себя», то есть добиться того, чтобы они вошли в привычку и автоматически использовались при съемке. Точно так же музыкант не ищет при игре, где на клавишах пианино или грифе гитары расположена нужная нота. Фотограф не должен задумываться о технических приемах, внимание должно быть сосредоточено на художественном образе. Эти правила проверены годами и известны еще с дофографических времен, когда их исполь­зовали в своей практике мастера живописи.
Горизонтальный или вертикальный кадр
Правильно расположите камеру. Если вы сни­маете вертикальный объект (человека во весь рост, высокое дерево, столб, башню и другие вытянутые вертикально объекты), стоит развернуть камеруи снять кадр вертикально. Если композиция вытя­нута вдоль линии горизонта (пейзаж, групповой портрет, лежащая на диване кошка и т. д.), кадр должен быть горизонтальным.

основные правила композиции

Иногда, чтобы подчеркнуть особенность сце­ны, можно нарушить правила. Когда вы хотите акцентировать взгляд зрителя на какой-то части объекта, можно передать его не полностью — на снятой части и будет сосредоточено внимание зрителей. Эта часть будет более динамично взаи­модействовать в кадре с другими объектами. Не всегда удастся передать образ, сняв, например, че­ловека во весь рост. Возможно, следует нарушить правила и оставить на снимке только ноги. Но зато они будут намного выразительнее и больше расскажут зрителю об отношении объекта с окру­жающим миром.
Стоит отметить, что иногда оптимальным вы­бором становится не горизонтальный и не вертикальный кадр. Оба будут смотреться менее выигрышно, чем золотая середина между ними — наклонный или диагональный кадр. Поэтому в некоторых случаях стоит камеру наклонить так, чтобы вытянутый объект в кадре образовывал диагональ.
Определив положение камеры при съемке, не стоит торопиться с нажатием кнопки спуска. До этого предстоит продумать и выполнить некото­рые действия, рассмотренные ниже.

Объект съемки не должен быть слишком мелким
Перед тем как сделать снимок, постарайтесь оптимально заполнить поле кадра. Посмотрите, как он скомпонован. Не торопитесь, лучше оце­ните, насколько объект съемки заполняет кадр. Когда вы фотографируете человека, старайтесь, чтобы он не потерялся на фоне пейзажа и не полу­чился очень маленьким. Ведь вы снимаете не пей­заж, а портрет. Лучше научитесь сразу правильно компоновать снимок, ведь при кадрировании на компьютере качество теряется.
Подойдите ближе или используйте оптическое приближение. Старайтесь поместить объект так, чтобы он заполнил не менее одной трети кадра (рис. 6.4). Лучше пусть объект будет срезанным, и в кадр войдет только его часть, чем он будет мел­ким и потеряется на фоне окружения.
Убираем все лишнее
Когда в кадре присутствует много посторон­них и лишних объектов, снимок выглядит неряш­ливо. Большое число предметов отвлекает взгляд, делая фотографию скучной и невыразительной. Этим страдают многие снимки. В идеале в кадре должно остаться только то, что имеет прямое от­ношение к сюжету. Все остальное можно смело оставить за границами кадра. Как это сделать?
Можно подойти ближе к объекту съемки или воспользоваться оптическим приближением. Если в кадр все равно попадают лишние детали, по­пробуйте расположиться иначе, сменить точку съемки.
Наклон камеры часто позволяет убрать ненуж­ные объекты из кадра. Если есть возможность, пе­ред съемкой сами уберите все, что мешает сделать хороший кадр. Дома это могут быть разные пред­меты, журналы, провода, одежда и т. д. На улице — бутылки, пакеты, коробки от сигарет и т. п. Даже один небольшой и случайный элемент очень пор­тит фотографию.
Постарайтесь исключить из кадра нагромож­дение объектов — это смотрится хуже, чем более свободный снимок. Кадр не должен быть перепол­ненным. Оставьте немного «воздуха».
Максимально заполняйте кадр
«Природа не терпит пустоты» — эта фраза применима и к фотографии. Ничем не заполнен­ное поле кадра смотрится не очень привлекатель­но. Когда большую часть кадра занимает, напри­мер, однотонное безоблачное небо или море, это оправдано, если входит в замысел автора. И ком­позиция строится именно на том, чтобы пока­зать простор, масштабы объектов, одиночество. Поэтому скомпонуйте снимок так, чтобы пустое пространство было чем-то заполнено. Конечно, не лишними и «посторонними» объек­тами, а объектами, которые удачно дополнят и подчеркнут сюжет.
Правило трех третей
Еще с древних времен широко применялось художниками в своих произведениях правило тре­тей, или правило «золотого сечения». Суть этого закона заключается в том, что кадр нужно равно­мерно разделить линиями сетки на три вертикаль­ные и три горизонтальные части. В местах пересе­чений двух вертикальных и двух горизонтальных линий образуется четыре точки. Именно в одной из этих точек нужно поместить ключевой элемент
сюжета — самый важный и интересный в кадре . Причем акцент может быть композици­онным, световым или тональным. Зритель всегда сначала смотрит на самые яркие участки и пятна с максимальным контрастом. Точка, в которой пере­секаются линии сетки, называется фокальной. Если вы скомпонуете снимок так, что главный объект будет размещен в правой части снимка — верхней или нижней фокальных точках, то композиция бу­дет выглядеть более сбалансированной. Причина заключается в том, что взгляд после осмотра изо­бражения останавливается в правой части.
Чтобы упростить при съемке компоновку кад­ра, в фотокамерах часто предусмотрено отобра­жение специальной сетки. Не забывайте ее вклю­чать.
Старайтесь не делить кадр пополам. Когда кадр разделен на две части, он смотрится менее привлекательно, чем кадр, разделенный на три части. Например, снимая пейзаж, скомпонуйте кадр так, чтобы одну треть кадра занимало небо (если на нем выразительные красивые облака) или море.
Когда в кадре присутствует два, три или че­тыре ключевых объекта, их расположение также должно соответствовать правилу третей — нуж­но «разложить» объекты по точкам пересечения линий. Как следствие, снимок воспринимается устойчиво и сбалансированно.

основные правила композиции

Фон
Не забывайте уделять внимание фону. Очень часто, увлекшись основным объектом, на фон перестают обращать внимание. Выбирайте красивый и неброский фон. Предпочтителен более рав­номерный и однотонный фон, который не будет отвлекать на себя внимание зрителя . Пе­ред тем как нажать кнопку спуска, оцените буду­щий кадр — подумайте, не слишком ли фон яркий и пестрый, насколько он гармонирует с основным объектом. Несколько секунд, потраченных на это, намного улучшат результат. Позже мгновенная оценка будущего снимка войдет у вас в привыч­ку — вы будете подбирать фон автоматически.
Чтобы подобрать хороший фон, иногда доста­точно немного переместиться или наклонить ка­меру. Выберите лучший ракурс, добейтесь, чтобы фон в кадре был гармоничным и хорошо сочетал­ся с объектом съемки по тону и цвету. При этом основной объект не должен сливаться с фоном. Слишком пестрый и яркий фон или случайное яркое цветовое пятно на равномерном фоне могут ухудшить снимок.
Отличный фон — это чистое небо, которое можно снять с нижней точки, море, растения или фрагмент пейзажа.
Правило левой руки
Люди начинают рассматривать изображение с левого верхнего угла и заканчивают правым нижним. Точно так же мы читаем текст: слева на­право. Когда на пути взгляда встречается «пре­пятствие» — железнодорожный путь, трубопро­вод и т. д., — зритель сразу его выделяет. Поэтому хорошо расположить кадр и скомпоновать его так, чтобы из левого нижнего угла в правый верхний угол шла линия — дорожное полотно, тепло­трасса и т. д., — на которую невольно обращался бы взгляд зрителя.
Линии в кадре
Когда в кадре присутствуют линии, они уси­ливают эмоциональное восприятие фотографии. Причем нет необходимости находить реально существующие объекты, чтобы поместить их на снимок: дорогу, реку, линию электропередач и т. д. Вполне сгодятся и линии, образованные граница­ми объектов или тенью. Кроме того, линии могут угадываться расположением объектов в кадре.
Каждый тип линий оказывает влияние на эмо­циональное состояние зрителя. Плавные и кра­сиво изогнутые линии вызывают спокойствие, ломаные оказывают раздражающее негативное воздействие. Поэтому старайтесь избегать резких изгибов и «осколочности» линий.
Расположение и направление самих линий в кадре также имеет определенное значение, по-разному воздействуя на зрителя. Идущие вер­тикально линии придают силу, мощь, создают ощущение величия, а горизонтальные, наоборот, успокаивают и способствуют созданию умиро­творенного состояния. Одиночная линия, пере­секающая кадр и делящая его пополам, смотрится плохо — постарайтесь исключить такую линию из кадра. Если в кадре присутствуют две парал­лельные линии, они не должны сходиться в цен­тре . Линии, которые направляют взгляд зрителя и ведут его к смысловому центру (сюжет-но важному элементу), очень удачны, старайтесь включать такое решение в свои композиции.
Линии, расположенные на фотографии диаго­нально, придают кадру динамичность.
Равновесие снимка
Существуют два вида равновесия снимка. В первом случае это обеспечивается симметрич­ностью. Иначе говоря, снимок можно мысленно разделить по центру осью симметрии. Левая и правая часть будут симметричны. Композиция создаст чувство стабильности и консерватизма.
Во втором случае равновесие снимка достига­ется при расположении разных объектов по фор­ме, размерам, цветовой насыщенности на разном удалении от оптического центра. В этом случае кадр будет более интересным. Однако старайтесь снять так, чтобы кадр не «разваливался» на две половинки.
Снимая один объект в кадре, его можно рас­положить строго по центру, но это будет выгля­деть скучно. Если вы сместите его в сторону, кадр будет более интересным. Если на снимке необходимо разместить два объекта, не старайтесь расположить их практиче­ски на одном уровне по отношению к зрителю. Та­кое построение кадра не вызовет положительных эмоций. Полезнее сместить эти объекты, и кадр станет более уравновешенным. Один можно оста­вить в верхнем левом углу — в точке пересечения линий, а другой — в нижнем правом. Между ними появится диагональ, уводящая взгляд слева на­право.
На снимках лучше смотрится нечетное число объектов. Поэтому при выборе числа объектов, которые вы собираетесь поместить в кадре, по­старайтесь выбрать нечетное число.
Ракурс
От точки съемки зависит восприятие сюжета на фотографии. Меняя ракурс, вы можете добить­ся большей выразительности. Постарайтесь рас­положить камеру так, чтобы передать на снимке фактуру объектов.
Наклон фотокамеры усиливает эффект дви­жения. Наклон может совпадать с диагональю естественного движения взгляда (правило левой руки). Попробуйте поиграть с наклоном камеры, поискать удачное расположение — это может дать интересный результат. Наклон в сторону объекта подчеркивает его доминирование. Эффект можно регулировать утлом наклона.
Разное расположение по высоте камеры по от­ношению к снимаемому объекту также даст разный эффект. Например, если камера будет высо­ко, дети на фотографиях будут казаться меньше, а если снимать снизу — старше .
Планы
Постарайтесь так скомпоновать и снять кадр, чтобы на плоскости снимка появился объем. Для этого нужно найти точку съемки, при которой к плоскости добавляется третье измерение, сделать фотографию объемной . Существуют три плана: передний, средний и задний. На перед­нем плане могут размещаться разные объекты. На удачном снимке кадр заполнен, передана пер­спектива, есть передний, средний и дальний план. Если заполнить кадр не удается, попробуйте поме­нять масштаб, усилить глубину снимка. Чем ближе угол зрения к перпендикуляру, опущенному на пло­скость, тем меньше планов будет на фотографии.
Постарайтесь найти такую точку съемки, что­бы объекты находились на разном расстоянии друг от друга и от камеры.
Сюжет
Все объекты на фотографии должны взаимо­действовать между собой, создавая некий образ. Нужно не только передать красивый объект, но и создать сюжет, композицию, которую в повсе­дневной жизни люди не замечают.
Хорошо, когда в кадре кроме интересного об­раза присутствует движение, сразу же вызыва­ющее эмоции. Передавая в кадре движение, вы вносите в него чувство времени.
Зритель может мысленно представить себе какое-то действие — что было до того, как вы на­жали кнопку спуска, и что было после. Подобрав масштаб и нужный ракурс, вы сделаете фото­графию, которая заставит работать воображе­ние (рис. 6.15). Снимок смотрится лучше, когда совмещен смысловой и изобразительный центр, при этом к нужной точке взгляд притягивает кра­сивый элемент, например глаза человека, изгиб, красивый фрагмент, солнечный блик.

 

Совет:
Изучайте модель, понаблюдайте со стороны. Найдите характерные жесты, мимику, наклоны, повороты головы.


На сайте есть:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.