Выведение взрослых насекомых из личинок и куколок
Кроме взрослых насекомых, на экскурсии часто можно собрать их яйца, личинки и куколки. Иногда их умерщвляют, чтобы сохранить для коллекции, но часто приходится дожидаться, пока из них не выведутся взрослые насекомые, так как по личинке или куколке не всегда можно определить вид насекомого.
Выведением взрослых насекомых из личинок приходится заниматься еще и потому, что часто добыть личинку гораздо легче, чем взрослое насекомое. Кроме того, бабочка, выведенная из гусеницы и своевременно умерщвленная, всегда лучше выглядит: она не бывает помятой и обтрепанной.
Наконец, насекомых разводят в неволе и для того, чтобы познакомиться с их развитием и сделать соответствующие экспонаты для коллекции. Это особенно важно, когда речь идет о насекомых-вредителях. Воспитывая этих животных в живом уголке, можно получить ие только все фазы их развития (личинка, куколка, взрослое насекомое), но и образцы повреждений, которые они наносят.
В этой книге вы сможете найти только самые основные сведения о выведении насекомых. У вас могут возникнуть вопросы, на которые мы не дали ответа. В этих случаях вам придется обратиться к тем книгам, которые специально посвящены содержанию насекомых в неволе.
Помещения, в которых выращивают личинок, куколок и содержат взрослых насекомых, носят название энтомологических садков (рис. 29, 30).
Садки для гусениц и личинок, которые питаются листьями и зелеными побегами растений, изображены па рисунке 29.
Прея^де всего необходимо точно выяснить, чем питается гусеница или личинка. Необходимо установить, на каком растении вы встречали ее в природе. Помните, что, встретив личинку на каком-то растении один раз, не следует спешить с выводами. Кормовое растение можно определить только после неоднократных наблюдений. В тех случаях, когда нет возможности провести наблюдения в природе (например, когда у вас имеется одна-единственпая гусеница, которая больше не попадается на экскурсии), личинке по очереди предлагают самые разнообразные листья и побеги в расчете на то, что какие-нибудь из них окажутся для нее подходящим кормом. Часто удается подобрать таким образом вполне удовлетворительный корм, но бывает и так, что личинка погибает, так как отказывается есть ту зелень, которую вы приносите.
Садок можно приготовить из любой достаточно большой банки (около 0,5—1 л, если можно — еще больше) с широким горлышком. На дно банки насыпают слой песка толщиной в два пальца. Песок предварительно промыва-ют в 15—20 сменах воды и прокаливают. На песок ставят стаканчик с водой, в котором находится веточка или листья кормового растения. Чтобы личинка не свалилась в стакан с водой, сверху его затягивают марлей или покрывают бумагой. Верх банки завязывают марлей или закрывают стеклом.
Вместо банки можно воспользоваться садком из деревянных рам, затянутых марлей. Одну из стенок такого садка делают съемной. Она служит дверцей. Иногда в качестве садков используют обычные цветочные горшки, в которых посажены кормовые растения. Растение тщательно закрывают колпаком из марли.
В любом садке должно быть чисто, просторно и в меру влажно. Садок следует регулярно чистить, удаляя помет, грязь, погибших личинок. Кормить насекомых надо регулярно, меняя растения в стаканчике ие реже раза в один-два дня. Влажность поддерживается благодаря ежедневным опрыскиваниям растепий. Избыток влаги может привести к гибели животных, поэтому увлажнять садок следует очень осторожно. Не следует класть в садок растения, влажные от росы. Надо обязательно дать им обсохнуть. Садок должен хорошо вентилироваться. Личинок и гусениц в садке не должно быть много. В тесноте личинки легко повренодают друг друга.
Садки для личинок и гусениц, обитающих в почве, в лесной подстилке и пнях (рис. 30), делают чаще всего из широкогорлых банок, небольших аквариумов и аквариумных банок, фанерных ящиков (например, посылочные ящики). В банки и ящики насыпают почву, древесную труху и т. д. Все это берут обязательно там же, где взяты личинки, а не в другом месте. Если в этом месте росли какие-либо растения, то их следует осторожно, не повреждая корней, выкопать и посадить в садке. Слой почвы в садке не должен превышать половины высоты самого садка. Если почва, труха или навоз занимают больше половины банки, личинки в садке часто гибнут из-за плохой вентиляции.
Если вы хотите наблюдать за скрытоживущими личинками, постарайтесь сделать так, чтобы слой почвы, подстилки или навоза был потоньше. Особенно удобны для наблюдений садки, сделанные из двух стекол, которые находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Наблюдать за развитием личинки можно и в обычной круглой банке, центр которой занят деревянным чурбаком. Диаметр чурбака должен быть меньше диаметра банки на 1—2 см. Почва, или труха насыпается узким слоем между стенкой банки и деревянным чурбаком.
В садках для скрытоживущих личинок желательно поддерживать ту температуру и влажность, которые свойственны местам обитания личинок в природе. Поскольку в природе все эти личинки живут в темноте, в садке тоже должно быть темно. Обычно садки обертывают плотной черной бумагой. Светозащитный колпак снимают только на время наблюдений.
Садками для выведения насекомых из галлов и насекомых-паразитов служат любые пробирки или пузырьки из-под лекарств, закрытые ватными тампонами. В пробирку кладут галлы, зараженные яйца или куколки насекомых, которые снабжены соответствующими этикетками. Время от времени проверяют, не вывелись ли из них насекомые.
В результате выведения галлообразователей можно сделать очень ценные и интересные коллекции насекомых, которые вызывают эти своеобразные повреждения растений. В яйцах и куколках насекомых часто живут личинки наездников, многие из которых приносят огромную пользу. Обычно это маленькие, едва заметные насекомые, но их роль огромна, вероятно, даже больше, чем мы предполагаем. Дело в том, что из-за своей малой величины эти существа сравнительно плохо изучены. Вряд ли стоит говорить о том, что знакомство с ними начинают непременно с выведения их из яиц в неволе.
Совет:
Насекомых, которые питаются падалью, довольно много. Среди них мы можем встретить самых разнообразных мух, жуков.